Национальная киргизская кухня.Помол зерна на ручной мельнице

Жаргылчак.Помол зерна на ручной мельнице. Фото: 1914 год

Информационная справка: С развитием земледелия всё больше в рацион входили мучные продукты. Зерно размельчали на ручной мельнице (жаргылчак). Очищали и размельчали зерно в ступах (соку), на водяную мельницу отвозили только большое количество зерна. Традиционными и наиболее употребляемыми были кушанья из проса, одного из древних растений, выращиваемых киргизами. Из него готовили поджаренную размельчённую массу (талкан), каши, похлёбки. Талкан делали также из пережаренных и перемолотых зёрен ячменя, пшеницы. Многим беднякам талкан заменял хлеб. Полезным и удобным в приготовлении в условиях кочевья считалось кушанье жаныма. Его замешивали из толчёного проса, куда вливали сливки, снятые с кипячёного молока (каймак) или конский жир. Из полученной массы лепили небольшие плоские лепёшки. С начала 20 в. лепёшки стали выпекать различными способами (в казане на костре, в сковородах на горячей золе и др.). Старинным ритуальным кушаньем считаются зажаренные в масле или жире кусочки раскатанного теста (боорсок). Позднее в употребление вошли другие мучные изделия: оладьи (куймак), слоёные лепёшки (каттама), тонкие пресные лепёшки (жупка). Из проса готовили пьянящий напиток (бозо), брожение в котором вызывала проросшая пшеница. В большом количестве готовили напитки (жарма, максым) из толокна, ячменя, пшеницы. Варили похлёбку (атала), для чего делали крупу из муки (умач).

Историческая справка: Обмолот урожая в более ранний период, когда площади посевов были очень небольшие, производили ударами простой палки по куче колосьев. Для этой цели применяли и деревянную ступу (соку), в которую набрасывали колосья. Однако наиболее распространена была молотьба (темип басуу, пайкан) путем прогона по разостланным снопам животных (лошадей, быков, ослов), которых привязывали к врытому посредине тока шесту (момук, мамы) с надетым на него кольцом из прутьев (чамберек). В южной Киргизии для молотьбы применялось заимствованное у узбеков и таджиков приспособление в виде прямоугольной деревянной рамы, переплетенной сучьями, хворостом, травой, или в виде связки хвороста (увал; тадж. «тапар»). От переселенцев — русских и украинцев был заимствован способ молотьбы при помощи молотильных каменных катков (мала тага).



Для веяния после первого обмолота применяли вилы (беги илик), а после вторичного обмолота — лопаты. На юге еще просеивали зерно через решето (паран). По окончании обмолота, когда очищенное зерно было ссыпано в кучу, устраивали обрядовое угощение (чеч). Для этого считалось желательным заколоть какое-либо мелкое животное. Под голову животного подстилали веник (шыпыргы), а кровь стекала на лопату. Кровью животного обрызгивали зерно и шест. Это угощение посвящали покровителю земледелия (Баба Дыйкан). Данный обряд аналогичен таджикскому («чошбанди»).
Для помола зерна, наряду с водяными мельницами общего для Средней Азии типа, часто употребляли ручные каменные жернова (жаргылчак). Киргизы применяли в хозяйстве и такое универсальное орудие, как мотыга (кетмен) с овальной лопастью, насаженной перпендикулярно к рукоятке. Это орудие было повсеместно распространено в Средней Азии.

Таким образом, киргизское земледелие, сохраняя некоторые архаичные самобытные черты, было органически связано со всем среднеазиатским земледелием. Но на нем уже заметно сказывалось прогрессивное влияние общения с соседним русским и украинским населением, а также укрепление экономических связей с Россией.