Один из первых паровозов в Советской Киргизии

Один из первых паровозов в Советской Киргизии 1930г

Историческая справка: Кыргызская железная дорога имеет общую протяженность дороги 423,9 км. Пролегает на севере Кыргызской Республики (Чуйская и Иссык-Кульская области) - 322,7 км (в т.ч. по территории Республики Казахстан - 60,3 км), на юге республики - Южный подотдел (Ошская и Джалал-Абадская области) - 101,2 км. Управление дороги в Бишкеке, подведомственное предприятие Министерства транспорта и коммуникаций. Является членом ОСЖД (код КРГ). Стыковые пункты: северный участок - ст. Луговая, южный участок - ст. Карасу, Ташкумыр, Кызыл-Кия.

Основные станции: Бишкек-I, Бишкек - II, Аламедин, Рыбачье, Джалал-Абад, Карас, Ош.

Основной деятельностью Кыргызской железной дороги является перевозка грузов и пассажиров.

В 1913 году было начато строительство Туркестано-Сибирской железной дороги, которая к сентябрю 1917 года была доведена до станции Бурное. Уже в 1920 году Совет Народных Комиссаров РСФСР принимает решение о продолжении строительства железной дороги Аулие-Ата - Мерке - Пишпек (251 верста).

8 августа 1924 года жители Киргизии приветствовали первый поезд, с которого началось развитие железнодорожного транспорта в республике по участку Луговая - Пишпек. С 1931 г. Пишпек-Кант (25 км); в 1942 г. сдан участок Кант-Быстровка (70 км), с 1939 г. открыто движение поездов в направлении от ст. Быстровка до ст. Рыбачье (77 км). Дорога входила в состав Джамбульского отделения. В 1948 г. организовано 6-е Пишпекское отделение Туркестано-Сибирской железной дороги. С созданием в 1958 г. Казахской железной дороги отделение переименовано в 10-е Фрунзенское отделение, затем в 1977 г., после образования Алма-Атинской железной дороги,- в 3-е Фрунзенское отделение (с переименованием г. Фрунзе - в 3-е Бишкекское отделение).



В 1950 году был введен в постоянную эксплуатацию железнодорожный участок до станции Рыбачье, что завершило формирование железнодорожной линии севера Киргизии.

Это было грандиозное достояние народов Кыргызстана в деле за дальнейшее экономическое развитие и становление республики. С этой, поистине победой, строителей железнодорожной линии Быстровка – Рыбачье поздравил Первый секретарь ЦК Компартии (ЦК ВКП(б)) И.Р. Раззаков. Кстати, он был инициатором строительства этой железнодорожной линии, добивался его включения в пятилетний план 1946-1950 г.г. неоднократно бывал на приеме у И.В. Сталина и руководителей министерств и ведомств СССР.

Новая железная дорога соединила Киргизскую ССР с другими советскими странами. В те времена между ними не существовало границ. Киргизская железная дорога была частью Среднеазиатской железной дороги.

С 28 октября 1992 года Указом Президента Республики Кыргызстан, на базе Бишкекского отделения Алма-Атинской железной дороги, была образована Кыргызская железная дорога, куда вошли участки Среднеазиатской (Узбекской) железной дороги, расположенные на юге республики: Пост 38 км-Кызылкия, Шамалдысай-Ташкумыр, Карасу-Ош, Карасу-Джалал-Абад, Кок-Янгак.

Техническая оснащенность дороги: верхнее строение пути однопутное, ширина колеи 1520 мм. Подвижной состав составляют грузовые вагоны (2352 ед.), пассажирские вагоны (422 ед.); движение на тепловозной тяге. Линии оборудованы автоблокировкой и полуавтоматической блокировкой.

Сейчас поезда по-прежнему объединяют теперь уже независимые государства (Казахстан, Узбекистан, Россия).