Один из первых паровозов серии "Л" Фрунзенского отделения железной дороги

Один из первых паровозов серии "Л" Фрунзенского отделения железной дороги. Фото: 1952 год

Информационная справка: Семейство "Л" Грузовые паровозы. В 1944-1945 годах конструкторы Коломенского машиностроительного завода разработали технический проект нового локомотива. И уже 5 октября 1945 года новый паровоз, обозначенный П-0001 (Победа) совершил первую поездку от Коломны до станции Рыбное. В 1947 году паровозу было присвоено обозначение Л по фамилии гл.конструктора Л.С. Лебедянского. Удачная конструкция и хорошие динамические качества паровозов серии Л позволили эксплуатировать их на значительной части железнодорожной сети. .
годы выпуска 1945-1955, построено 4200 Прозвища: Лебедянка, Элка, В 1952 г. конструкция паровоза была пересмотрена и улучшена без изменения серии. изготовители - Коломенский, Брянский, Ворошиловградский заводы; годы выпуска 1945-1955; построено 4199; вес 103-107 т, сцепной 91-94 т; нагрузка на ось ~18.2 т; скорость 80 км/ч; мощность 2200 л.с.

Историческая справка: Первый поезд на станцию Пишпек прибыл 8 августа 1924 года. Это было эпохальным событием в жизни города. Луговая — Пишпек — это был начальный этап грандиозной работы. Через восемь лет уже пошли поезда до Канта, через восемнадцать - до Быстровки.

В 1941-1942 гг. продолжилась техническая разработка железной дороги на трудном участке Быстровка – Рыбачье, проходившем по Боомскому ущелью. Это было уникальное инженерное решение прокладки железной дороги в сложных условиях горного ландшафта. Строительство железной дороги было крайне трудным из-за особенностей природных условий: большой косогорности, узких и глубоких логов, скал, раздробленных землетрясениями. Ветка была проложена в сложнейших геологических и топографических условиях, в районе 9-балльной сейсмичности.



Железная дорога приблизила к промышленному центру обширный район Прииссыккулья. По рельсам грузы доставлялись в Рыбачье, а оттуда по озеру на баржах в самые отдаленные уголки республики.

Официально железнодорожный участок Быстровка — Рыбачье был принят в эксплуатацию в 1950 году, но первый поезд на иссык-кульском берегу появился гораздо раньше — в 1948-м.

Свое название отечественным железнодорожникам приходилось менять часто. Первоначально дорога называлась Туркестано-Сибирской. С созданием в 1958 году Казахской железной дороги наша ветка была переименована в 10-е Фрунзенское отделение, потом, после переименования Фрунзе в Бишкек, — в 3-е Бишкекское отделение.

В 1966 году паровозный парк уступил место тепловозам. И к началу 70-х паровозы встали на вечный прикол. Дорога крепла, технически обогащалась, росли объемы перевозок. Самой яркой вехой биографии кыргызских железнодорожников можно считать 1992 год. В октябре того года была обретена полная самостоятельность. А еще через два года в состав Кыргызской железной дороги вошли участки, проложенные по территории юга республики. Стальными путями теперь связаны Кызыл-Кия, Шамалды-Сай, Таш-Кумыр, Кара-Суу, Джалал-Абад, Кок-Янгак.