Фото: Эллы Майларт. Советская Киргизия. Поезд Москва -Фрунзе

Киргизская железная дорога В 1913 году было начато строительство Туркестано-Сибирской железной дороги, которая к сентябрю 1917 года была доведена до станции Бурное. Уже в 1920 году Совет Народных Комиссаров РСФСР принимает решение о продолжении строительства железной дороги Аулие-Ата — Мерке — Пишпек (251 верста).
8 августа 1924 года жители Киргизии приветствовали первый поезд, с которого началось развитие железнодорожного транспорта в республике по участку Луговая — Пишпек. В 1950 году был введен в постоянную эксплуатацию железнодорожный участок до станции Рыбачье, что завершило формирование железнодорожной линии севера Киргизии.
Новая железная дорога соединила Киргизскую ССР с другими советскими республиками. В те времена между ними не существовало границ. Сейчас поезда по-прежнему объединяют — теперь уже независимые государства.
Первые участки эксплуатируются с 1924 г.: Луговая-Пишпек (150 км), затем с 1931 г. Пишпек-Кант (25 км); в 1942 г. сдан участок Кант-Быстровка (70 км), с 1939 г. открыто движение поездов в направлении от ст. Бы-стровка до ст. Рыбачье (77 км). Дорога входила в состав Джамбульского отделения. В 1948 г. организовано 6-е Пишпекское отделение Туркестано-Сибирской железной дороги. С созданием в 1958 г. Казахской железной дороги отделение переименовано в 10-е Фрунзенское отделение, затем в 1977 г., после образования Алма-Атинской железной дороги,- в 3-е Фрунзенское отделение (с переименованием г. Фрунзе - в 3-е Бишкекское отделение).
С 28 окт. 1992 г. Указом Президента Республики Киргизия, на базе Бишкекского отделения Алма-Атинской железной дороги, была образована Киргизская железная дорога, куда вошли участки Среднеазиатской (Узбекской) железной дороги, расположенные на юге республики: Пост 38 км-Кызылкия, Ша-малдысай-Ташкумыр, Карасу-Ош, Карасу-Джалал-Абад, Кок-Янгак.
Техническая оснащенность дороги: верхнее строение пути однопутное, ширина колеи 1520 мм. Подвижной состав составляют грузовые вагоны (2352 ед.), лассажирские вагоны (422 ед.); движение на тепловозной тяге. Линии оборудованы автоблокировкой и полуавтоматической блокировкой.
Фото: Ella Maillart, Soviet Kirghizistan, 1932 © Fonds Ella Maillart/Muse de l’Elyse