Элла Майяр. Процесс изготовление войлока. Валяние шерсти.

Каракол. Процесс изготовление войлока. Валяние шерсти. Фото: Элла Майяр 1932 год

Информационная справка: Элла Майяр (1903-1997), выдающийся путешественник, журналист, писатель, спортсмен и фотограф XX века, родилась в Женеве (Швейцария). На протяжении всей своей жизни исследовала отдаленные регионы мира по-настоящему в авантюрных условиях. В 1932 году Элла Майяр приехала в Советский Союз, встречалась с представителями интеллигенции. Однако главная цель ее визита - изучение Центральной Азии вплоть до границы с Китаем и встреча с кочевниками. Она отправилась в путешествие с кыргызами на лошадях до Тенир-Тоо, достигла песков Кызылкумов между Узбекистаном и Аральским морем. Несмотря на зимнюю стужу, избежав встречи с бандитами и советскими проверяющими, путешествовала с июля 1932-го по январь 1933-го. Тщательно документируя свой опыт, Элла Майяр сохранила для истории важные факты о становлении страны. Эти работы в наши дни представляет собой уникальную экспозицию прошлого кыргызского народа глазами великой путешественницы, которая в 1932 году приехала в Кыргызстан и фотографировала жизнь простых людей. Элла Майяр была очень талантливым фотографом, требовательно и объективно смотревшим на мир. Ее фотоработы представляют собой синтез качества выбранных сюжетов и качества отраженных в них эмоций. В 2012 году в каракольском музее установили небольшой информационный уголок, посвященный Элле Майяр, которая посетила Кыргызстан в первые годы советской власти. Музей ее родного города Лозанны передал в дар личные вещи и фотографии этого путешествия историко-краеведческому музею Каракола.

Историческая справка: Производство войлока занимало в прошлом значительное место в домашней промышленности. В XIX в. он оставался в киргизском быту незаменимым материалом, который служил для предохранения жилища от холода, дождя, ветра, солнечных лучей, от влаги, сырости. Широко употребляли войлок и для изготовления предметов одежды, вьючного транспорта и т. п. Теперь войлок применяется в виде покрышек для юрт, ковров, делают из него мужские головные уборы. Для изготовления войлоков употребляется овечья шерсть, главным образом осенней стрижки.
В выделке войлока, в результате многовековой практики, киргизы достигли большого совершенства. В прошлом киргизские войлоки, отличавшиеся большой прочностью, пользовались на рынках повышенным спросом. У киргизов и казахов имеется много совершенно одинаковых приемов производства войлочных изделий. У южных киргизов в сравнении с северными в производстве войлока и его употреблении имеется некоторое своеобразие.



Процесс изготовления войлока неоднократно наблюдали у южных киргизов в летнее и осеннее время, когда этому производству уделяется наибольшее внимание. По рассказам пожилых женщин, до сих пор сохраняются старинные приемы. Выделка войлока связана исключительно с ручным, довольно напряженным и трудоемким процессом. На изготовлении одного войлока средних размеров (120X240 см) бывает занято примерно 3—4 человека в течение 6—7 часов. Членами одной семьи с такой нагрузкой часто бывает трудно справиться, особенно если намечено сделать несколько войлоков. Поэтому киргизы до сих пор прибегают к использованию традиционной коллективной помощи в работе, называя ее в таких случаях кийиз ашар. Приготовление войлоков и в настоящее время является в селении событием, которое привлекает и праздных зрителей, и помощников. Работа часто сопровождается шумными разговорами, шутками, насыщенными остроумием, свойственным киргизскому народу. В киргизском быту различают два типа войлочных изделий: одноцветные неорнаментированные (эре кийиз) и орнаментированные (тур кийиз). К первым относят войлоки, которые служат для покрывания юрты, в качестве подстилки на землю или на пол. Простой войлок употребляют на изготовление потников, предметов домашнего обихода, а также одежды. Неорнаментированные войлоки имеют белый, серый и коричневый цвета, соответствующие естественной окраске овечьей шерсти.