Элла Майяр. Чолпон-Атинский конезавод #54.

Чолпон-Атинский конезавод № 54. Фото: Элла Майяр 1932 год

Информационная справка: Элла Майяр (1903-1997), выдающийся путешественник, журналист, писатель, спортсмен и фотограф XX века, родилась в Женеве (Швейцария). На протяжении всей своей жизни исследовала отдаленные регионы мира по-настоящему в авантюрных условиях. В 1932 году Элла Майяр приехала в Советский Союз, встречалась с представителями интеллигенции. Однако главная цель ее визита - изучение Центральной Азии вплоть до границы с Китаем и встреча с кочевниками. Она отправилась в путешествие с кыргызами на лошадях до Тенир-Тоо, достигла песков Кызылкумов между Узбекистаном и Аральским морем. Несмотря на зимнюю стужу, избежав встречи с бандитами и советскими проверяющими, путешествовала с июля 1932-го по январь 1933-го. Тщательно документируя свой опыт, Элла Майяр сохранила для истории важные факты о становлении страны. Эти работы в наши дни представляет собой уникальную экспозицию прошлого кыргызского народа глазами великой путешественницы, которая в 1932 году приехала в Кыргызстан и фотографировала жизнь простых людей. Элла Майяр была очень талантливым фотографом, требовательно и объективно смотревшим на мир. Ее фотоработы представляют собой синтез качества выбранных сюжетов и качества отраженных в них эмоций. В 2012 году в каракольском музее установили небольшой информационный уголок, посвященный Элле Майяр, которая посетила Кыргызстан в первые годы советской власти. Музей ее родного города Лозанны передал в дар личные вещи и фотографии этого путешествия историко-краеведческому музею Каракола.


Историческая справка: Иссык–Кульский конезавод № 54 в свое время завоевал мировую известность. Здесь была выведена новая порода лошадей, местные скакуны неоднократно брали самые высокие награды и били все возможные рекорды.
История этого предприятия началась больше века назад, в 1900 году. Тогда на Иссык–Куле появился офицер императорской армии Виктор Пяновский, уведший у ташкентского генерал–губернатора дочь и несколько племенных лошадей, видимо, в качестве приданого. Новобрачный был заядлым лошадником и, обосновавшись на новом месте, стал скрещивать имеющихся у него породистых жеребцов с местными кобылами. В результате в 1917 году у Пяновского было уже около сотни улучшенных особей. Затем этот табун был безвозмездно передан советским властям и реорганизован в госплемрассадник. В 1922 году после разгрома басмачества здесь появился комиссар Красной Армии Леонид Львович Раппопорт, которому поручили создать на берегу Иссык–Куля государственный конный завод для обеспечения красноармейской кавалерии лошадьми.


Несколько лет упорного труда Раппопорта и местных энтузиастов привели к тому, что в 1926 году конезавод № 54 был официально зарегистрирован. Территории, подчиняющиеся предприятию, простирались на добрую сотню километров от села Орто–Орюктю до села Тамчы. В нескольких населенных пунктах имелись свои отделения конезавода, а головное управление располагалось в селе Чолпон–Ата.
В 1936 году Леонида Раппопорта репрессировали, на его место пришел другой человек. Что, впрочем, не снизило заданные темп и качество работы предприятия. Несколько поколений зоотехников и других специалистов трудились над созданием принципиально новой породы. В конце концов был получен блестящий результат — новая кыргызская порода. Эта смесь чистокровной английской, донской и местной кыргызской лошадок быстро зарекомендовала себя среди любителей конного спорта. Однако для коррекции новой породы приходилось все время держать на заводе ее прародителей. Самым плодотворным периодом в работе конезавода были 60–70–е годы прошлого столетия.
Уже тогда питомцы предприятия обновили 22 рекорда Советского Союза и два мировых. С конезавода были выпущены три головы лошадей, именуемых трижды венчанными. То есть те особи, которые в двухлетнем возрасте выиграли самый большой приз (в то время это был приз имени Калинина), затем в трехлетнем возрасте взяли “дерби” и в четыре года — приз СССР. Такими были жеребцы Гусляр, Бурсит и кобыла Мысль. Впрочем, специалистам, трудившимся в восьмидесятые, тоже было чем похвастаться. Самое большое достижение было в том, что лошадь Галзун стала олимпийским чемпионом. Это случилось в 1980 году на Московской Олимпиаде. Там под нашим всадником Александром Блиновым этот скакун завоевал золотую медаль. Наездник после триумфа остался в Москве, а золотоносная лошадка вернулась в родные конюшни. Ими все гордились.Благодаря прекрасным скакунам Иссык–Кульский конезавод был местом паломничества всех почетных гостей Киргизской ССР. Полюбоваться быстрыми, как ветер, красавцами приезжали Хрущев и Брежнев, президенты Финляндии, Монголии, других государств. Совершенством иссык–кульских лошадок восхищался и премьер–министр Индии Раджив Ганди.