Элла Майяр. Токмак. Улица поселка с домами с площадками, где работают ремесленные мастерские

Токмак. Улица поселка с домами с площадками, где работают ремесленные мастерские. Фото: Элла Майяр 1932 год

Информационная справка: Элла Майяр (1903-1997), выдающийся путешественник, журналист, писатель, спортсмен и фотограф XX века, родилась в Женеве (Швейцария). На протяжении всей своей жизни исследовала отдаленные регионы мира по-настоящему в авантюрных условиях. В 1932 году Элла Майяр приехала в Советский Союз, встречалась с представителями интеллигенции. Однако главная цель ее визита - изучение Центральной Азии вплоть до границы с Китаем и встреча с кочевниками. Она отправилась в путешествие с кыргызами на лошадях до Тенир-Тоо, достигла песков Кызылкумов между Узбекистаном и Аральским морем. Несмотря на зимнюю стужу, избежав встречи с бандитами и советскими проверяющими, путешествовала с июля 1932-го по январь 1933-го. Тщательно документируя свой опыт, Элла Майяр сохранила для истории важные факты о становлении страны. Эти работы в наши дни представляет собой уникальную экспозицию прошлого кыргызского народа глазами великой путешественницы, которая в 1932 году приехала в Кыргызстан и фотографировала жизнь простых людей. Элла Майяр была очень талантливым фотографом, требовательно и объективно смотревшим на мир. Ее фотоработы представляют собой синтез качества выбранных сюжетов и качества отраженных в них эмоций.

В 2012 году в каракольском музее установили небольшой информационный уголок, посвященный Элле Майяр, которая посетила Кыргызстан в первые годы советской власти. Музей ее родного города Лозанны передал в дар личные вещи и фотографии этого путешествия историко-краеведческому музею Каракола.

Историческая справка(описание 1980 года): Токмак, город республиканского подчинения в Киргизской ССР. Расположен в восточной части Чуйской долины, на левом берегу р. Чу. Железнодорожная станция на линии Луговая — Рыбачье, в 60 км к В. от г. Фрунзе. 52 тыс. жителей (1975; 19 тыс. в 1939). Второй (после Фрунзе) по объёму промышленного производства город Северной Киргизии. Заводы: 2 авторемонтных, консервный, сахарный, молочный,


стекольный, железобетонных изделий, дробильно-сортировочный; мясокомбинат; фабрики: первичной обработки шерсти, валяльно-войлочная, картонная. Техникум механизации и электрификации сельского хозяйства, медицинский и республиканские культурно-просветительские училища. В 15 км к Ю. - ср.-век. городище Бурана с минаретом (т.н. башня Бурана, 11 в.). В городе имеются автовокзал и железнодорожный вокзал. До 1994 года. действовало 13 внутригородских , 9 — пригородных и 2 междугородних автобусных маршрутов. Некоторые маршруты дублировали РАФики и ТАРЗики. Было 4 железнодорожных направления в пределах Чуйской и Иссык-Кульской областей, некоторые сообщением по 3 раза в день. На данный момент существует разветвленная сеть маршрутных такси, в основном ставшая преемницей автобусных маршрутов, несколько её расширив внутри города и за его пределами. Железнодорожный пассажирский транспорт представлен одним направлением до Бишкека 1 раз в день, и проходящими поездами до Балыкчы. На территории современного Токмока до нашей эры жили саки, затем усуни, позже – кочевые тюркские племена, в том числе кыргызы. На территории города много древних и средневековых исторических памятников. По Чуйской долине, в том числе через Токмок, проходила одна из ветвей Великого шелкового пути, благодаря этому здесь возникли крупные города. Статус города Токмок получил в 1867 году, когда был организован Токмокский уезд, центром которого стал Токмок. В это же время началось массовое заселение Токмока. Его поселенцами были русские солдаты – участники походов против кокандских завоевателей, рядом селились осевшие кыргызы, позднее –дунгане, уйгуры и узбеки. Жилищный фонд уездного города Токмок в 1867 году насчитывал 67 домов, несколько юрт и казарм. По переписи 1867 года население города составляло 2,8 тысячи человек. В 1870 году здесь открылась первая начальная школа.