Исторические личности: Евгения Николаевна Мартова

Портрет летчицы-рекордсменки Евгении Николаевны Мартовой и заслуженного летчика-испытателя О.В.Гудкова Фото:1968 год

Информационная справка: Рекорды авиационные — наивысшие показатели в скорости, дальности, высоте, скороподъёмности, грузоподъёмности и продолжительности полёта, достигнутые на пилотируемых летательных аппаратов, входящих в классификацию спортивного кодекса Международной авиационной федерации (ФАИ). Р. а. подразделяются на национальные и мировые. Регистрацию мировых Р. а. с 1905 производит ФАИ, советских — с 1936 — вела авиационная спортивная комиссия Центрального аэроклуба СССР имени В. П. Чкалова. В самолётном спорте, вертолётном спорте, планёрном спорте, парашютном спорте, дельтапланёрном спорте мужские и женские рекорды регистрируются раздельно.

Биографическая справка:Лётчица Евгения Николаевна Мартова. Родом из пригородного района города Фрунзе, Евгения, записавшись во фрунзенский аэроклуб после окончания школы, всю свою жизнь посвятила авиации. Была летчиком-инструктором, учебных центров ДОСААФ, летавшие на реактивных самолетах, десятки её выпускников стали настоящими летчиками. На её счету семь мировых рекордов на самолетах. Летала в экипаже Ираиды Вертипраховой.

В 1966 году на самолете МиГ-21 побили мировые рекорды скорости полета летчицы ДОСААФа Марина Соловьева и Евгения Мартова. Евгения Мартова пролетела замкнутый маршрут в 2000 кило─метров со средней скоростью 900 километров в час. Все эти рекорды не превзойдены до сих пор.

В 1967 году: Евгения Мартова пролетела 100-километровую замкнутую дистанцию со скоростью 2128,7 километра в час. Достижения советских летчиц и сейчас числятся в таблице мировых авиационных рекордов. Этот сумасшедший рекорд долго не могли "перекрыть" даже мужчины.

В 16. 09. 1977 года первый в мире женский экипаж "Ил-62М" - (самолет длиной 53,12 метра и размахом крыльев 42,5 метра) - командир Ираида Вертипрахова, вторые пилоты Тамара Павленко и Евгения Мартова, штурман Галина Козырь, бортинженер Галина Смагина, бортрадист Нина Костыркина - с первой же попытки установили мировой рекорд. Итак, 16 сентября они прошли по замкнутому маршруту Москва - Симферополь - Москва, равностороннему треугольнику с периметром в 5000 километров. Экипаж установил сразу два мировых рекорда для машин подобного типа - скорости и дальности! В том числе, мировой рекорд дальности полета без посадки (11074км). 5019 километров их самолет пролетел за 5 часов 16 минут со средней скоростью 971 километр в час. Был превышен официальный мировой рекорд скорости, установленный мужским американским (!) экипажем на самолете "Боинг" (В-52).



Через несколько дней, после "разбора полетов", новых указаний, инструкций и отдыха, экипаж Вертипраховой снова поднял в небо свой везучий "ИЛ-62М". Результатом следующего полета стало очередное достижение - 10388 километров - на замкнутом маршруте - новый, свеженький рекорд дальности на "Ил-62М". Наконец, наступило 22 октября 1977 года. В присутствии спортивных комиссаров ФАИ самолет "Ил-62М", бортовой номер № 36454, оторвался от "бетонки" взлетно-посадочной полосы международного аэропорта Софии. Далее, через минскую воздушную зону путь лежал в холодное Заполярье. Итак, Нарьян-Мар - Амдерма - полуостров Таймыр - Тикси - Верхоянск - Петропавловск-Камчатский.За 13 часов 01 минуту "Ил-62М" пролетел 10 036, 669 километра

Биографическая справка: Гудков Олег Васильевич. Герой Советского Союза (26.04.1971), летчик-испытатель 1-го класса (1963), майор.
Родился 13 февраля 1931 года в городе Армавир Краснодарского края. в семье служащего. Русский. С 1933 жил в городе Георгиевск Ставропольского края. В 1949 окончил Ставропольское суворовское военное училище.
В армии с 1949. В 1952 окончил Борисоглебское ВАУЛ и Высшую офицерскую авиационно-инструкторскую школу (г.Грозный). Оставлен лётчиком-инструктором в Борисоглебском ВАУЛ. С декабря 1957 – в запасе.
В 1958 окончил Школу лётчиков-испытателей, в 1966 – Московский авиационный институт.
С сентября 1958 – на лётно-испытательной работе в ЛИИ. В 1973 – заместитель начальника ЛИЦ по лётной части – начальник комплекса «А»(т.е. шеф – пилот ЛИИ).
За 15 лет работы он участвует в испытаниях более 70 типов самолетов. Поднял в небо (18 апреля 1968) и провёл испытания МиГ-21И («Аналог»). Провёл испытания Су-15 и МиГ-21Ф-13 на штопор; большой объём работ по исследованию инерционного вращения; по испытанию системы запуска двигателя в полёте на истребителях; испытания МиГ-23 на прочность; ряд других сложных испытательных работ на самолётах-истребителях по тематике института. 26 февраля 1973 года катапультировался из аварийного сверхзвукового истребителя МиГ-21ПФМ.
За мужество и героизм, проявленные при освоении новой авиационной техники, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1971 года Гудкову Олегу Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№11402).
4 октября 1973 г. погиб в испытательном полете на МиГ-25П.

ИИсточник: Личный архив Вдовенко Б.Е