Немецкая семья переселенцев. Якоб Янцев с супругой

Немецкая семья переселенцев. Якоб Янцев с супругой. Фото:1901 год

Историческая справка:До начала 80-х годов XIX века в Кыргызстане было всего несколько десятков немцев, которые находились здесь в основном по долгу службы и не являлись постоянными жителями. Переселение большой группы немцев-крестьян на территорию Кыргызстана произошло в 1882 г. из европейской части Российской империи. По религиозной принадлежности они были менонитами. Первые немецкие поселки Николайполь, Кеппенталь, Гнаденталь возникли в Аулиеатинском уезде, в Таласской долине. В 1883 г. от них «отпочковался» выселок, названный Гнаденфельд. Несколько позднее в 1890 г. жителями четырех немецких селений (вблизи уже созданных) было образовано селение Орлово (Орловка). В 1913 г. в километре к югу от поселка Дмитровский (ныне город Талас) – создано селение Ивановское (Йоханесдорф). В пяти километрах к югу от Иоганесдорфа возникло еще одно селение - Хивинское (Гогендорф).

В 1925 году произошло переселение немцев-менонитов из Таласской долины в Чуйскую, где они начали обживаться. Так, в 65 километрах к востоку от города Пишпек, образовались два немецких поселка – Бергталь (впоследствии Рот-Фронт) и Гринфельд (затем им. Тельмана). В 1928 году в Чуйской долине, у реки Красная, немецкими переселенцами из Кустанайской области было основано село Люксембург, и в тот же период близ него - село Фриденфельд (впоследствии Первое Мая).

Немцы-кыргызстанцы (наряду с российскими немцами) сыграли свою позитивную роль в истории Кыргызстана, в становлении хозяйственной деятельности его населения и общем культурном развитии. Их именами отмечены замечательные достижения в различных областях науки.

Расселение и жизнь немцев на территории Кыргызстана во многом повлияли на оснащение и организацию хозяйства окружающего их населения. Подтверждением тому служат не только исторические реалии – заимствованные у немцев орудия труда, предметы обихода, способы возделывания земли и ухода за скотом, технологии выращивания и обработки некоторых сельхозпродуктов и т.д., но и зафиксированные в письменных архивах свидетельства очевидцев - компетентных лиц дореволюционной России и Туркестана, склонных к мнению о значительном положительном влиянии немцев-колонистов на экономику и культуру края, о пользе немецких поселений. Вот, что писал, например, военному губернатору Сырдарьинской области начальник Аулиеатинского уезда 15 ноября 1904 года: «Благодаря их высокой культуре, возможности поучиться у них сельскому делу, поставленному очень рационально, как киргизы, так и крестьяне других национальностей много позаимствовали от немцев-менонитов. Убеждение, что менониты не делятся или, лучше сказать, скрывают от других свою усовершенствованную систему хозяйства, не выдерживает критики, на каждом шагу в горном участке у киргизов даже можно встретить немецкую бричку на железном ходу с дышловой упряжью, немецкий плуг, отлично вспаханную землю, улучшенную породу рогатого скота… Еще в лучших условиях применено немецкое хозяйство у русских крестьян, брички и плуги русские заказывают у немцев. В селе Дмитровском с помощью немцев русский крестьянин построил крупчатую мельницу и все селение теперь ест белый хлеб, нередко во дворах крестьян можно встретить в качестве производителя немецкую лошадь. Немцы не скупятся продавать производителей и кобыл… Все изложенное дает мне нравственное право сказать, что менониты полезны как хорошие хозяева…».В публикации, помещенной в газете «Русский Туркестан» от 28 октября 1904 года, также признавалась полезность немецких колонистов для подъема благосостояния края, в ней отмечалось: «… между тем аулиеатинских колонистов (имеются в виду немцы) нельзя не признать в нашем крае за людей полезных, а потому помощь им в смысле увеличения надела необходима и небесплодна: своею культурою они поднимают окружающее население киргизской степи».



Несмотря на определенную замкнутость немецких общин и колоний, особенно менонитских, окружающим населением перенималось у них немало положительного во всех сферах жизни. Так, по образцу немецких маслобоен русскими была заведена маслобойня в Дмитровском. Молочные продукты, производившиеся немцами, пользовались большим спросом на значительной части Туркестана, а соседними жителями со временем перенималась технология их приготовления.

Источник: Фотоматериал экспозиции " Немцы в истории Кыргызстана"