Исторические личности: Евгения Николаевна Мартова

Портрет летчицы-рекордсменки Евгении Николаевны Мартовой Фото: 10.10.1966 год

Информационная справка: Рекорды авиационные — наивысшие показатели в скорости, дальности, высоте, скороподъёмности, грузоподъёмности и продолжительности полёта, достигнутые на пилотируемых летательных аппаратов, входящих в классификацию спортивного кодекса Международной авиационной федерации (ФАИ). Р. а. подразделяются на национальные и мировые. Регистрацию мировых Р. а. с 1905 производит ФАИ, советских — с 1936 — вела авиационная спортивная комиссия Центрального аэроклуба СССР имени В. П. Чкалова. В самолётном спорте, вертолётном спорте, планёрном спорте, парашютном спорте, дельтапланёрном спорте мужские и женские рекорды регистрируются раздельно.

Биографическая справка:Лётчица Евгения Николаевна Мартова. Родом из пригородного района города Фрунзе, Евгения, записавшись во фрунзенский аэроклуб после окончания школы, всю свою жизнь посвятила авиации. Была летчиком-инструктором, учебных центров ДОСААФ, летавшие на реактивных самолетах, десятки её выпускников стали настоящими летчиками. На её счету семь мировых рекордов на самолетах. Летала в экипаже Ираиды Вертипраховой.

В 1966 году на самолете МиГ-21 побили мировые рекорды скорости полета летчицы ДОСААФа Марина Соловьева и Евгения Мартова. Евгения Мартова пролетела замкнутый маршрут в 2000 кило─метров со средней скоростью 900 километров в час. Все эти рекорды не превзойдены до сих пор.

В 1967 году: Евгения Мартова пролетела 100-километровую замкнутую дистанцию со скоростью 2128,7 километра в час. Достижения советских летчиц и сейчас числятся в таблице мировых авиационных рекордов. Этот сумасшедший рекорд долго не могли "перекрыть" даже мужчины.



В 16. 09. 1977 года первый в мире женский экипаж "Ил-62М" - (самолет длиной 53,12 метра и размахом крыльев 42,5 метра) - командир Ираида Вертипрахова, вторые пилоты Тамара Павленко и Евгения Мартова, штурман Галина Козырь, бортинженер Галина Смагина, бортрадист Нина Костыркина - с первой же попытки установили мировой рекорд. Итак, 16 сентября они прошли по замкнутому маршруту Москва - Симферополь - Москва, равностороннему треугольнику с периметром в 5000 километров. Экипаж установил сразу два мировых рекорда для машин подобного типа - скорости и дальности! В том числе, мировой рекорд дальности полета без посадки (11074км). 5019 километров их самолет пролетел за 5 часов 16 минут со средней скоростью 971 километр в час. Был превышен официальный мировой рекорд скорости, установленный мужским американским (!) экипажем на самолете "Боинг" (В-52).

Через несколько дней, после "разбора полетов", новых указаний, инструкций и отдыха, экипаж Вертипраховой снова поднял в небо свой везучий "ИЛ-62М". Результатом следующего полета стало очередное достижение - 10388 километров - на замкнутом маршруте - новый, свеженький рекорд дальности на "Ил-62М". Наконец, наступило 22 октября 1977 года. В присутствии спортивных комиссаров ФАИ самолет "Ил-62М", бортовой номер № 36454, оторвался от "бетонки" взлетно-посадочной полосы международного аэропорта Софии. Далее, через минскую воздушную зону путь лежал в холодное Заполярье. Итак, Нарьян-Мар - Амдерма - полуостров Таймыр - Тикси - Верхоянск - Петропавловск-Камчатский.За 13 часов 01 минуту "Ил-62М" пролетел 10 036, 669 километра

И Источник: Личный архив Вдовенко Б.Е