Киргизская юрта. Боз уй

Юрта - это символ киргизской жизни, это переносный дом с многосложными функциями. До сих пор в больших городах некоторые семьи ставят юрты по случаю важных праздников, таких как рождение ребёнка, свадьба или же похороны. На флаге Республики изображена юрта. Это подчёркивает первостепенную важность юрты: флаг республики красного цвета и в центре представлен Тундук - центральная часть крыши юрты со скрещенным шестом по середине деревянного круга.

Юрта - одно из самых оптимальных конструктивно-архитектурных решений кочевников. В юрте проходилаЮрта. вся жизнь кочевника. Ее устанавливали, как правило, на взгорьях, откуда удобнее смотреть за скотом и видеть весь мир. Деревянная конструкция и войлочное покрытие юрты веками совершенствовались - она легко и быстро разбирается на отдельные составные части. При переездах на новые кочевья юрта со всем содержимым навьючивалась на верблюда, лошадь или яка.

При установке юрты, вначале ставится дверной косяк и навешивается дверь, затем устанавливаются деревянные решетки (кереге), составляющие стены. Тюндюк (деревянный круг в верхней части юрты) соединяется с кереге длинными изогнутыми жердями. Затем кереге обтягивается орнаментированным войлоком, циновками и покрывается кусками войлока различной формы и величины, и обвязывается узкими вышитыми полосами и шнурами. Установка юрты занимает около часа. Диаметр средней юрты около 5 м., высота - в пределах 3 - 3,5 м.
В размещении обстановки и расселении членов семьи киргизы строго придерживаются вековых традиций. В центре, под тюндюком, находится место для очага (коломто), где обычно готовится еда и который обогревает все помещение.

Юрта. Жилое пространство делится на четыре части. Место напротив входа в юрту (тор) - самое почетное. Здесь располагаются гости и старшие мужчины семьи. Здесь же на сундуках сооружали стопки одеял, ковров, меховой одежды, что олицетворяет достаток семьи. Справа от выхода - женская половина (эпчи жак), где хранятся продукты, утварь, слева - мужская половина (эр жак), где сразу у входа развешиваются принадлежности скотоводческого хозяйства, конское и охотничье снаряжение. Освещалась юрта с помощью ватного фитиля и жира, налитого в чугунный или глиняный светильник (чырак). Его ставили обычно на деревянную резную подставку, острым концом уходящую в землю.



Вход в юрту закрывается войлочным пологом, который украшается аппликацией из более тонкого войлока синего и красного цвета и обшивается цветным шнуром. Сакральные символы, яркие мажорные цвета служат своеобразным приглашением всегда желанному гостю.
Опытный мастер может изготовить юрту за месяц, но служить она будет десятилетия. Юрта сопровождаетЮрта. людей в течение всей их жизни – она перемещается вместе с ними, и когда человек умирает, его родственники устанавливают возле дома умершего юрту, чтобы выразить свое горе и уважение к памяти умершего.

Жилище и связанные с ним обычаи и обряды.


При установлении юрты вход ориентировали по-разному, в зависимости от рельефа местнос ти и направления ветра. Однако, преобладали ориентации на восток, на центр аила. У кыргы зов существовал целый ряд обычаев, обрядов, связанных с юртой. Прежде всего, к юрте и её принадлежностям относились бережно. Не принято было плохо отзываться о юрте. Мастера юртовщики «үйчү», «уста», а также мастерицы — «уздар» пользовались среди кыргызов особым уважением . Существовал обычай «үй тою» — новоселье. Когда семья ставила новую юрту, то обязательно устраивали праздник. Голову жертвенного животного Юрта (мелкого скота) в сыром виде бросали через дымоход юрты — «түндүктөн ашы ра ыргытат». На кошме или на циновке пришивали кусочек старого войлока, в качестве оберега. В отношении огня — «коломто», существова целый ряд обычаев. Огонь в представлениях кыргызов имел очищающую силу. В него не плевали, не обрызгивали водой, нельзя было ходить вокруг огня, перепрыгивать. Не давали горящую золу соседям затемно. Если умирал кто-нибудь из членов семьи, то тело покойника, по обычаю, держали в течение трёх дней в юрте. В таком случае из юрты выносилось все убранство, утварь, оставались только войлочные ковры — «кийиз», «шырдак», «килем», на к-рых сидели плакальщицы. Если покойник был мужского пола, то его располагают в мужской стороне юрты, а если женского, то в женской стороне.