Киргизская юрта. Боз уй

Семья в юрте. Фото:1900 год

Аннотация: Семья памирского киргиза в юрте возле ткацкого станка-ормок

Информационная справка: Юрта - это символ киргизской жизни, переносной дом с разнообразными функциями. По сей день в больших городах некоторые киргизские семьи ставят юрты по случаю важных праздников, таких как рождение ребёнка, свадьба или же похороны. На флаге Республики Кыргызстан изображена юрта. Это подчёркивает первостепенную важность юрты: флаг республики красного цвета, в центре которого изображен тюндюк - центральная часть крыши юрты со скрещенным шестом по середине деревянного круга.

Юрта - одно из самых оптимальных конструктивно-архитектурных решений кочевников. В юрте проходила вся жизнь кочевника. Ее устанавливали, как правило, на взгорьях, откуда удобнее смотреть за скотом и видеть весь мир. Деревянная конструкция и войлочное покрытие юрты веками совершенствовались - она легко и быстро разбирается на отдельные составные части. При переездах на новые кочевья юрта со всем содержимым навьючивалась на верблюда, лошадь или яка.

При установке юрты, вначале ставится дверной косяк и навешивается дверь, затем устанавливаются деревянные решетки кереге, составляющие стены. Тюндюк (деревянный круг в верхней части юрты) соединяется с кереге - длинными изогнутыми жердями. Затем кереге обтягивается орнаментированным войлоком, циновками, покрывается кусками войлока различной формы и величины и обвязывается узкими вышитыми полосами и шнурами. По времени установка юрты занимает около часа. Диаметр средней юрты составляет около 5 м, высота - в пределах 3 - 3,5 м.

В размещении обстановки и расселении членов семьи киргизы строго придерживаются вековых традиций. В центре, под тюндюком, находится место для очага коломто, где обычно готовится еда и который способен обогреть все помещение.

Жилое пространство делится на четыре части. Место напротив входа в юрту тор - самое почетное. Здесь располагаются гости и старшие мужчины семьи. Здесь же на сундуках сооружают стопки одеял, ковров, меховой одежды, что олицетворяет достаток семьи. Справа от выхода - женская половина эпчи жак, где хранятся продукты, утварь, слева - мужская половина эр жак, где сразу у входа развешиваются принадлежности скотоводческого хозяйства, конское и охотничье снаряжение. Освещалась юрта с помощью ватного фитиля и жира, налитого в чугунный или глиняный светильник чырак. Его ставили обычно на деревянную резную подставку, острым концом уходящую в землю.



Вход в юрту закрывается войлочным пологом, который украшается аппликацией из более тонкого войлока синего и красного цвета и обшивается цветным шнуром. Сакральные символы, яркие мажорные цвета служат своеобразным приглашением всегда желанному гостю.

Опытный мастер может изготовить юрту за месяц, но служить она будет десятилетия. Юрта сопровождает людей в течение всей их жизни - она перемещается вместе с ними, и когда человек умирает, его родственники устанавливают возле дома умершего юрту, чтобы выразить свое горе и уважение к памяти умершего.

При установке юрты вход ориентировали по-разному, в зависимости от рельефа местности и направления ветра. Однако преобладали в основном ориентации на восток, на центр аила.

У кыргызов существовал целый ряд обычаев и обрядов, связанных с юртой. Прежде всего, к юрте и ее принадлежностям относились бережно. Не принято было плохо отзываться о юрте. Мастера-юртовщики , а также мастерицы - «уздар» пользовались среди кыргызов особым уважением. Существовал обычай - новоселье. Когда семья ставила новую юрту, обязательно устраивался праздник. Голову жертвенного животного (мелкого скота) в сыром виде бросали через дымоход юрты . На кошме или на циновке пришивали кусочек старого войлока в качестве оберега.

В отношении огня - «коломто», существовал целый ряд обычаев. Огонь в представлениях кыргызов имел очищающую силу. В него не плевали, не обрызгивали водой, нельзя было ходить вокруг огня, перепрыгивать через него. Не давали горящую золу соседям затемно. Если умирал кто-нибудь из членов семьи, то тело покойника, по обычаю, держали в течение трёх дней в юрте. В таком случае из юрты выносилось все убранство, утварь, оставались только войлочные ковры - «кийиз», «шырдак», «килем», на которых сидели плакальщицы. Если умерший был мужчиной, его располагали в мужской стороне юрты, а если женщиной, то в женской стороне.