Люди. Быт. Культура.Традиции. Юрта на джайлоо

Юрта на джайлоо. Фото: июнь 1983 год

Аннотация: Юрта на джайлоо совхоза Кара-Кулжа. Ошская область

Автор фото: А.Кадыркулов

Информационная справка: Во второй половине 19 в. у киргизов было два вида жилища: переносное и постоянное. В кочевой и полукочевой периоды основным жилищем была переносная юрта, в к-рой проходила вся жизнь кочевника. Деревянная конструкция и войлочное покрытие юрты веками усовершенствовались кочевниками; она легко и быстро разбирается на отдельные составные части, удобные для транспортировки и так же быстро компактно собирается. При переездах на кочевья юрта со всем содержимым в обычном порядке навьючивалась на верблюда, лошадь или яка. При её установке растягиваются по кругу решётчатые раздвижные стены (кереге), состоящие из отдельных звеньев (канат); на юрту средних размеров раздвигаются 5—6 канат, на большую — 8—12, собирается разборная дверная рама (босого), на к-рую навешивается двустворчатая дверь (каалга). Диаметр окружности средней юрты около 5 м, высота — в пределах 3—3,5 м. Сферическую часть юрты составляют отточенные жерди (уук). Загнутым концом они прикрепляются к верху раздвинутых кереге, другим — упираются в отверстия обода (т?нд?к). С внешней стороны кереге закрывают циновкой, сплетённой из стеблей чия. Остов юрты плотно покрывается войлоком.

Киргизская юрта имеет много общего с юртой казахов и других народов Средней Азии, в то же время она отличается внутренним и внешним убранством, в к-ром отражается народный художественный вкус. Земляной пол юрты покрывается кусками кожи, ткаными паласами, меховыми и войлочными коврами. Решётчатые стены в строго определённом порядке завешаны разного рода мешками и сумками, в к-рых хранятся утварь, одежда. В размещении обстановки и расселении членов семьи киргизы строго придерживаются вековых традиций. В середине юрты отведено место (коломто) для очага, к-рый обогревает всё помещение. Справа от выхода — женская половина (эпчи жак), где хранятся продукты, утварь; слева — мужская половина (эр жак), где сразу у входа развешиваются принадлежности скотоводческого хозяйства, конское и охотничье снаряжение. Освещалась юрта с помощью ватного фитиля и жира, налитого в чугунный или глиняный светильник (чырак). Его ставили обычно на деревянную резную подставку, острым концом уходящую в землю. Лишь в начале 20 в. стали появляться керосиновые лампы. Напротив входа на сундуки, скамьи или камни складывались стопкой постельные принадлежности, ковры, кошмы, тюки с одеждой, кожаные сундуки, подушки и пр. (ж?к), в к-ром сосредоточивалось всё богатство семьи; по нему можно было судить о материальном достатке хозяев.



С ним связано характерное для народа гостеприимство, уважение к старшим. Для гостей из него извлекались лучшие ковры, одеяла, подушки, которые расстилались на почётном месте (т?р). Внутреннее и внешнее убранство юрты всегда отражало классовую принадлежность владельца. Юрты богатых отличались большими размерами. Их покрывали добротными белыми кошмами, орнаментированными полосами. Внутри юрты — всегда обилие войлочных, ворсовых ковров, паласов, вышивок, аппликаций, циновок из чия. К тому же богатый имел не одну, а несколько юрт, предназначенных специально для отдельных членов семьи, гостей, новобрачных, приготовления пищи и др. Основная масса кочевников имела лишь одну юрту малых или средних размеров. Путешественники 19 в., отмечая резкие социальные контрасты в кирг. обществе, подчёркивали страшную убогость большинства юрт с почерневшим от времени, закоптелым дырявым войлоком. Убогое жилище чабана, пасшего байский скот, часто состояло из жердей, покрытых куском старого войлока (алачык).