Владимир Петров, краевед: Фирма «Лейбин и сыновья»

Владимир Петров, краевед: Фирма «Лейбин и сыновья»

Фотография Каракольской мечети Павла Лейбина 1912 год

В середине 19-го столетия переселенец Томской губернии Соломон Лейбин организовал собственное фотодело в Семипалатинске. Известны исполненные им здесь портреты Чокана Валиханова, Федора Достоевского и других знаменитостей.

«Лейбины начинали свое дело в Казахстане, когда и в Европе фотография была еще в диковинку»,- пишет алмаатинский краевед Владимир Проскурин. «Диву даешься, как эта громоздкая аппаратура, редкие реактивы, сложнейшая оптика были доставлены на туркестанскую окраину. К тому же первые фотографы должны были быть и механиками, и физиками, и химиками одновременно. Ходили слухи, что владелец фотосалона вовсе не переселенец, прибывший крестьянским обозом, а ученый-еврей, родом то ли из Германии, то ли из Франции. Мол, оттуда он и привез секрет фотографии».

В 1872 году в Верном поселяется и организует здесь фотодело Абрам Соломонович Лейбин. В этом городе у него родилось семь сыновей и две дочки. Младший, Лев, стоял у истоков зооветеринарной службы и обучения национальных кадров, избирался профессором Казахского зооветинститута. Старшие, Павел и Борис, оказались среди основоположников книжной палаты Казахстана. Лейбины занимались рекламным делом, сбором и хранением театральных афиш и объявлений, изо - и книжной продукции.



Павел, первенец Сары и Абрама Лейбиных, продолжает фотодело отца и деда. Он снимает виды Семиречья и делает аэрофотоснимки, поднимаясь в небо на первом в истории края самолете. Его фотографии легли в основу многих научных работ в области археологии, этнографии и истории Казахстана. Известны его портреты жителей города Пржевальска.

Владимир Петров, краевед: Фирма «Лейбин и сыновья»

Типографский бланк фотосалона «Лейбин и сыновья" который использовался для изготовления фотографий

На открытке 1912 года в первозданном виде дунганская мечеть в городе Пржевальске. Построена она была на средства дунганской общины под руководством мастера Чжоу Сы. Три года строители заготавливали материал, тесали камни для фундамента, рубили и завозили лес. Мастера украшали столбы причудливой резьбой, выпиливали узорчатые карнизы, изготавливали отдельные деревянные детали орнамента.

В конце 1910 года сложная деревянная конструкция была собрана без единого гвоздя. Четырехугольное по форме здание имеет 42 опорных столба, расположенных в два ряда и установленных на специально отесанных круглых камнях. Красивая деревянная резьба украшает массивный многослойный карниз и фасадную часть мечети. Здесь имеются украшения в виде драконов, птиц и стилизованных звериных морд. Прочная металлическая кровля, изогнутая по краю, напоминает здания китайской архитектуры.