Владимир Петров, краевед: Память, сохраненная открыткой

Владимир Петров, краевед: Память, сохраненная открыткой

На обороте надпись: Фрунзе. Киргизы пьют кок-чай. Фото И.Н. Панова.

В то время железный занавес наглухо изолировал СССР от международной культурной и художественной жизни и внутри страны поощрялся лишь соцреалистический фоторепортаж, обслуживающий тоталитарную государственную систему. В 1922 году революционный лозунг «Культуру в массы» начала осуществлять АХРР - Ассоциация художников революционной России. И одной из первых была выпущена серия открыток «Жизнь и быт народов СССР». Тираж в 5000 экземпляров состоял всего из 18 открыток, на которых были репродукции картин, отображающих советскую действительность - «Пионеры в деревне», «Алтайская хижина», «Рыбаки с Мурмана». Сегодня они считаются большой редкостью. С мая 1928 года издательство стало именоваться АХР - Ассоциация художников революции. В это время выпускается много пейзажных открыток, посвященных красоте природы Крыма, Урала, Средней Азии.
В 30-х годах производство почтовых открыток было поставлено на конвейер. Их выпуск осуществлялся государственным издательством искусств в Москве. («ГИЗ» до 30 года, после-«Изогиз» (Изобразительное искусство). Некоторые открытки были выпущены типографией Меццо-тинто Сокрайшефсовета Москвы. Это таинственное название объясняется так - в начале 30-х годов были образованы советы по шефству над деревней под лозунгом "Смычка города с деревней". Делегации горожан отправлялись на село учить крестьян новой жизни: создавать коммуны, подписываться на заем, вместо икон вывешивать портреты советских руководителей. Для изготовления агитматериалов шефсоветам было предоставлено право издательской деятельности с привлечением частных типографий. Так вот и попало нэпманское гравюрное предприятие "Меццо-тинто" в Сокольнический районный шефсовет города Москвы – Сокрайшефсовет.

В эти же годы в Средней Азии плодотворно работали фотокорреспонденты Иван Панов и Макс Пенсон. И, несмотря на провинциальную изоляцию, в их творчестве отражены основные мировые тенденции фотоискусства того времени. Фотографы сумели создать не только своеобразную фотолетопись Ташкента и других азиатских городов, но и сохранили для потомков неповторимый восточный колорит памятников культовой архитектуры, картины городских улиц и зданий, которых уже давно нет. В те годы существенно менялся уклад жизни людей, что также находило яркое отражение на их снимках. Макс Пенсон печатался в московских журналах, а в 1934 году его фотография "Узбекская мадонна" получила золотую медаль на Всемирной выставке в Париже.



Иван Панов в 1929 году работает в Киргизии. О высоком профессионализме этого замечательного фотомастера мы сегодня можем судить только по нескольким десяткам сохранившихся открыток. Они тематически продолжали серию «Жизнь и быт народов СССР», а также открывали серии «Народы СССР» и «Киргизская АССР». Только благодаря Панову мы можем увидеть первые суда Иссык-Кульского пароходства, тенистые улицы-аллеи Фрунзе и Каракола, климатические курорты Койсары, Джеты-Огуз и Ак-Суу, неповторимые бытовые сюжеты, фотографии отдельных персонажей и многолюдных базаров. На его открытках раскрывается не постановочная, а реальная жизнь того времени, и, возможно, гораздо точнее и шире, чем в иных многословных описаниях. Для него характерен нестандартный ракурс, в кадре обычно много людей, можно рассмотреть их одежду, предметы быта. К фотографу И.Н. Панову очень подходит пословица-сапожник без сапог. Оставив память на фотографиях, он ни на одной не запечатлен сам. Во всяком случае, мне не удалось найти его изображения. Да и вся жизнь этого замечательного фотографа прослеживается только благодаря его работам. В 1930 году выпускаются его открытки с видами Челябинска и Златоуста. Они были изданы в типографии “Изд. ЦИК СССР и ВЦИК” в Москве, напечатаны в черно-белой, коричневой и темно-зеленой гамме на плотном полукартоне. Часть открыток были использованы Челябинской окружной детской комиссией для благотворительных целей. Они продавались по 10 коп вместо 5, наценка шла в пользу беспризорных детей. Позже появляются его хрестоматийные снимки Москвы, а затем И.Н. Панов увековечивает города и курорты Черноморского побережья. Еще в 1959 году Панов работает в Кисловодске, Сочи и Ставропольском крае. В это же время он приезжает во Фрунзе и предлагает приобрести комплект своих открыток, посвященных Кыргызстану. После экспертной оценки, осуществленной известным историком В.Я. Галицким, коллекция была приобретена и поступила в исторический музей. И сегодня эти почтовые открытки являются ценными документами, особенно если учесть, что иного иллюстрированного материала того времени у нас почти нет.

Владимир Петров, краевед, «Слово Кыргызстана», 15 мая 2012 года