Дорога Рыбачье-Пржевальск

Дорога Рыбачье-Пржевальск. 1910 год

Аннотация: Фотография Павла Лейбина Иссык-Кульская дорога Рыбачье-Пржевальск

Информационная справка: До конца 19 века Кыргызстан был краем сплошного бездорожья. Прокладка первых грунтовых дорог была начата в начале 20 века. До революции в Кыргызстане было лишь 3 почтовых тракта: Бишкек—Каракол, Нарын—Кар акол—Уч- Каркыра, Ташкент—Бишкек—Верный общей протяжённостью 806 км.

В 1924 в Кыргызстане образовалось управление местного транспорта, к-рое начало свою деятельность с проведения инвентаризации дорог и караванных троп. Впервые существующие до роги были классифицированы, систематизирован их учёт, и начаты работы по реконструкции имеющихся и строительству требуемых дорог. В 1927 в Кыргызстане имелось более 5 тыс. км дорог, в т. ч. 1247 км гос. В последующие годы сеть автомобильных дорог продолжала расширять ся. Произошли структурные преобразования дорожной системы. В 1933—37 на строительство дорог было направлено 138,7 тыс. рублей. Первая автомагистраль Ош—Хорог протяжённостью 728 км была построена в 1931—34. В 1933—39 построена дорога Бишкек—Балыкчы—Торугарт (протяжённостью 539 км).

Дальнейший подъём промышленности и сельского хозяйства в республике требовал принятия решительных мер по увеличению темпов ро ста автомобильных перевозок. В связи с этим предусматривался рост объёма строительства автодорог с увеличением уд. веса дорог с твёрдым покрытием. Одновременно был намечен большой объём ремонтных дорог. В 1940 были по строены основные автомагистрали республики протяжённостью 11,5 тыс. км (дороги с твёрдым покрытием — 1,2 тыс.км).


Историческая справка: В середине 19-го столетия переселенец Томской губернии Соломон Лейбин организовал собственное фотодело в Семипалатинске. Известны исполненные им здесь портреты Чокана Валиханова, Федора Достоевского и других знаменитостей.



«Лейбины начинали свое дело в Казахстане, когда и в Европе фотография была еще в диковинку»,- пишет алмаатинский краевед Владимир Проскурин. «Диву даешься, как эта громоздкая аппаратура, редкие реактивы, сложнейшая оптика были доставлены на туркестанскую окраину. К тому же первые фотографы должны были быть и механиками, и физиками, и химиками одновременно. Ходили слухи, что владелец фотосалона вовсе не переселенец, прибывший крестьянским обозом, а ученый-еврей, родом то ли из Германии, то ли из Франции. Мол, оттуда он и привез секрет фотографии».

В 1872 году в Верном поселяется и организует здесь фотодело Абрам Соломонович Лейбин. В этом городе у него родилось семь сыновей и две дочки. Младший, Лев, стоял у истоков зооветеринарной службы и обучения национальных кадров, избирался профессором Казахского зооветинститута. Старшие, Павел и Борис, оказались среди основоположников книжной палаты Казахстана. Лейбины занимались рекламным делом, сбором и хранением театральных афиш и объявлений, изо - и книжной продукции.

Павел, первенец Сары и Абрама Лейбиных, продолжает фотодело отца и деда. Он снимает виды Семиречья и делает аэрофотоснимки, поднимаясь в небо на первом в истории края самолете. Его фотографии легли в основу многих научных работ в области археологии, этнографии и истории Казахстана. Известны его портреты жителей города Пржевальска.