Include files from root directory is denied
При копировании информации указывайте гиперссылку на наш сайт как источник.
Include files from root directory is denied Include files from root directory is denied

Каракол. Каракольское ущелье у лесопильного завода. Фото: И.Н. Панова 1920-е

Историческая справка: В 1922 году революционный лозунг «Культуру в массы» начала осуществлять АХРР — Ассоциация художников революционной России. И одной из первых была выпущена серия открыток «Жизнь и быт народов СССР». Тираж в 5000 экземпляров состоял всего из 18 открыток, на которых были репродукции картин, отображающих советскую действительность — «Пионеры в деревне», «Алтайская хижина», «Рыбаки с Мурмана». Сегодня они считаются большой редкостью.
С мая 1928 года издательство стало именоваться АХР — Ассоциация художников революции. В это время выпускается много пейзажных открыток, посвященных красоте природы Крыма, Урала, Средней Азии.
В 30-х годах производство почтовых открыток было поставлено на конвейер. Их выпуск осуществлялся государственным издательством искусств в Москве. («ГИЗ» до 30 года, после-«Изогиз» (Изобразительное искусство). Некоторые открытки были выпущены типографией Меццо-тинто Сокрайшефсовета Москвы. Это таинственное название объясняется так — в начале 30-х годов были образованы советы по шефству над деревней под лозунгом «Смычка города с деревней». Делегации горожан отправлялись на село учить крестьян новой жизни: создавать коммуны, подписываться на заем, вместо икон вывешивать портреты советских руководителей. Для изготовления агитматериалов шефсоветам было предоставлено право издательской деятельности с привлечением частных типографий. Так вот и попало нэпманское гравюрное предприятие «Меццо-тинто» в Сокольнический районный шефсовет города Москвы – Сокрайшефсовет.
В эти же годы в Средней Азии плодотворно работали фотокорреспонденты Иван Панов и Макс Пенсон. И, несмотря на провинциальную изоляцию, в их творчестве отражены основные мировые тенденции фотоискусства того времени. Фотографы сумели создать не только своеобразную фотолетопись азиатских городов, но и сохранили для потомков неповторимый восточный колорит памятников культовой архитектуры, картины городских улиц и зданий, которых уже давно нет. В те годы существенно менялся уклад жизни людей, что также находило яркое отражение на их снимках.


Иван Панов в 1929 году работал в Киргизии. О высоком профессионализме этого замечательного фотомастера мы сегодня можем судить только по нескольким десяткам сохранившихся открыток. Они тематически продолжали серию «Жизнь и быт народов СССР» и открывали серии «Народы СССР» и «Киргизская АССР». Только благодаря Панову мы можем увидеть первые суда Иссык-Кульского пароходства, тенистые улицы-аллеи Фрунзе и Каракола, климатические курорты Койсары, Джеты-Огуз и Ак-Суу, неповторимые бытовые сюжеты, фотографии отдельных персонажей и многолюдных базаров. На его открытках раскрывается не постановочная, а реальная жизнь того времени, и, возможно, гораздо точнее и шире, чем в иных многословных описаниях. Для него характерен нестандартный ракурс, в кадре обычно много людей, можно рассмотреть их одежду, предметы быта.
В 1959 году Панов работает в Кисловодске, Сочи и Ставропольском крае, после приезжает во Фрунзе и предлагает приобрести комплект своих открыток, посвященных Кыргызстану. После экспертной оценки, осуществленной известным историком В. Галицким, коллекция была приобретена и поступила в Исторический музей. И сегодня эти почтовые открытки являются ценными документами, особенно, если учесть, что иного иллюстративного материала того времени у нас нет.

{social-link}
Все материалы, содержащиеся на веб-сайте www.foto.kg, защищены законом об авторском праве. Фотографии и прочие материалы являются собственностью их авторов и представлены исключительно для некоммерческого использования и ознакомления , если не указано иное. Несанкционированное использование таких материалов может нарушать закон об авторском праве, торговой марке и другие законы.
Разработка сайта Новости Кыргызстана, Киргизии