Просвещение в Туркестане в конце XIX-начале XX вв. Новометодные школы

1 класс - одногодичный. Чтение и письмо по звуковому способу. Учебники Максудова «Мугаллим авваль» («Начальный учитель») и «Мугалим сани» (2 часть) для чтения арабского текста. Затем книга «Тарбияли бала» («Воспитанное дитя») Фахруддинова. Затем первоначальные сведения о религиозных обрядах (ибадат исламия). Писание цифр до 100.
2 класс - одногодичный. Чтение по книге Максудова «Акиат исламия» (вероучение). Чистописание (язу). Арифметика (Хисяб зегни) - четыре арифметических действия: джам - сложение, тарх - вычитание, зарб - умножение, таксим, тафрик – (деление) чисел до 1000 и более. По родному языку (кырати тюркия) - объяснительное чтение по книге Зубаирова «Раабар-и-сыбьян» - «Руководитель детей». Священная история «Тариху анбия» по учебнику Зубаирова. Чтение Корана с тадживидвом (учение о правильном произношении слов). Начальные сведения о географии (джаграфии).
3 класс - двухгодичный. Грамматическое правописание под диктовку (иила). Чтение и пересказ (маглуматы-шафагия). Чтение корана с тадживидвом. Догматическое вероучение (зарурату диния). История ислама (тарихи ислами) Идрисова. История народа (тарихи милли) - тоже Идрисова. Арабский язык (араб лиссани) Максудова. География Хариса «Джаграфия» при помощи глобуса и карт. Логика (мантык). Стилистика (инша). Арабская литература (магат-бадиг-баян) Саддудина. Арифметика на 4 действия (маджгуль). Геометрия (ашкаль). Гигиена (хифзу сиха) - как сохранить здоровье. Весь этот материал проходился частью по учебникам, частью во время бесед.
Окончившим курс выдавался диплом на татарском языке.
В 1914 году программа изменилась: учащиеся уже делились на 5 отделений, на старших отделениях преподавались новые предметы: анатомия, география России и др. Постепенно мектеб «Экбаль» в Токмаке сделался центром подготовки мусульманских деятелей для всей Северной Киргизии. Здесь учились многие учителя (для местных мектебов) и подготавливались учащиеся для поступления в медресе Казани и Уфы. Позднее, новометодные школы начинают распространяться в отдаленных районах Кыргызстана. Например, в 1909 году в Чон-Кемине открылась новометодная школа «Шабдания» в помещении, построенном сыном Шабдана, она просуществовала только до 1912 г. В 1912 г. открылся мектеб манапа Канаата в Кочкорке: 1914 г. - манап Калпа-ажы на Куртке открывает свой мектеб, а также возникают много других мектебов в разных районах Кыргызстана. Как мы видим, под влиянием татарских просветителей кыргызские манапы стали их последователями в школьном деле - они открывали школы, оплачивали учителей для обучения своих детей, и детей своих сородичей по новому методу, где детей учили читать, писать, считать, давая наряду с религиозным воспитанием сведения по истории и географии других стран. Но, несмотря на эти прогрессивные достижения новометодных школ их конечная цель заключалась в том, чтобы сделать школу орудием объединения мусульман на почве религиозно национальной идеологии.