Туркестанский альбом: Мусульманская школа. Повторение урока

Туркестанский альбом: 1871-72гг. В "туземных" классах дети заучивали наизусть арабские канонические тексты и основы мусульманского вероисповедания.
Начиная со 2-й половины XIX в., в крае появились новометодные школы. Их особенность заключалась в отказе от старой системы образования, основанной на чтении и изучении наизусть Корана, звуковом методе обучения, обустройстве класса мебелью (парты, доска, стол для учителя) и наглядными пособиями (географические карты и др.), размерам и качеству помещении, которые хотя и лучше старометодных мактабов, однако "далеко не удовлетворяют основных требований школьной гигиены по количеству воздуха и света" . Ученики уже пользовались учебниками.

В школах обучали чтению, пересказу прочитанного, заучиванию стихов, счету и решению легких задач, истории религии, всеобщей истории, общей географии и отдельно географии России, элементарной минералогии (учению о камнях, земле, рудах, металлах), геометрии (куб, линия, уг¬лы, круг, измерение, параллельные линии, треугольник, измерение площадей). В предмет родного языка входили азбука, грамматика, правописание, диктовка и изложение. Обучение арифметике осуществлялось на основе сборника задач, заимствованных из русских учебников. В книгах для чтения помещались лишь рассказы для детей. Одним из предметов было изучение истории ислама, правил шариата.

Однако муллы в школах не преподавали, обучение вели светские лица. Обязательным было знание учениками молитвы за царя, которую они должны были петь или читать речитативом, а также имен царствующих особ. Незнание ставилось учителям на вид. Обучение детей во всех новометодных школах продолжалось 2-3 года. Все новометодные школы ежегодно инспектировались, многие из них закрывались по причинам того, что «учителями в них были татары» педагогическая деятельность которых в крае запрещалась .

Согласно рапорта инспектора народных училищ 2-го района Семиреченской области Главному инспектору училищ Туркестанского края от 28 октября 1911 г. в Пржевальском, Пишпекском и Токмакской уездах име¬лось 6 новометодных мактабой, из них три находились в Пржевальске ("сартовский, дунганский и татарский"), один в Пишпеке, один в Токмаке и один в Джаркенте .

Новометодная школа при мечети в г.Каракол (г.Пржевальск) была открыта еще в 1868 г. (изучаемые предметы: I. мусульманская грамот¬ность, 2. вероучение, 5. история, 4. география, 5. арифметика). Всего имелись четыре отделения и подготовительный класс. В школе были 5 учителя, 129 учеников, из них 28 кыргызов .

Новометодная двухклассная школа при мечети в г.Пишпеке была от¬крыта в 1902 г. В ней преподавались: I. мусульманская грамотность. 2. арифметика. 3. вероучение. 4. география. 5. история ислама. 6. гео¬метрия. 7. священная история. 8. естествоведения. 9. арабский язык и русский язык . Преподавание велось на основе официально разрешенных учебников. Учителя были людьми разных национальностей, окончившие курсы в Казани, Уфе, Токмаке в школах и медресе.

В 1910 г. в Пишпеке была открыта вторая мужская новометодная школа, в которой обучались 60 мальчиков. Школа содержалась на пожерт¬вования прихожан и на средства городского общественного уп¬равления. Помимо мужских в Пишпеке создается женская новометодная школа, в которой обучались 70 девочек, из них 20 кыргызок . В 1917 г. в школе обучались 180 девочек. Обучение велось по той же программе, что и в мужской школе, с дополнительным предметом – рукоделие. В новометодной школе в г.Джаркенте было 55 учеников, которым 2 учителя преподавали элементарный курс наук, в т.ч. русский язык .



Новометодная школа "Экбаль ("Прогресс") при мечети в селении Боль¬шой Токмак была открыта в начале XX в. Ученики школы обучались русско¬му языку в местной русско-туземной школе и попечители медресе считали это законным основанием для существования школы. Срок обучения был рассчитан на 4 года, учащиеся были распределены по трем классам. 1 и 2 классы были одногодичными и 3-й двухгодичным. Всего в школе обуча¬лись 110 человек, из них 13 кыргызов . 4 учителя преподавали сле¬дующие предметы: I. мусульманская грамотность. 2. арифметика. 3. вероучение. 4. география. 5. история ислама. 6. анатомия. 7. арабский язык. 8. начальное обучение. 9. чистописание .

Школа "Экбаль", которую называли еще Медресе, была самой крупной в Кыргызстане в начале XX в. Выпускники школы нередко сами становились учителями, некоторые продолжали обучение в медресе Урала и Казани. Новометодные школы были открыты также в Чон-Кемине (1909 г.), Кочкоре (1912 г.), Куртке (1914 г.), Джумгале (1911 г.) и др.

Основной формой обучения детей коренного населения были мусульман¬ские начальные школы мактаби, число которых во много раз превышало ко¬личество русско-туземных и новометодных школ. По состоянию на 8 июня 1876 г. в Иссыккульском уезде Семиреченской области с центром в г.Каракол имелось 12 частных мусульманских школ, из них 9 кыргызских и 5 калмыцких. Школы находись в местах кочевок местного населения. Всего в них обучался 131 мальчик. Учителями были кыргызские письмоводители волостных управителей. Школы содержались за счет обучающихся, родите¬ли которых платили учителям за обучение, дети приезжали из соседних аулов .

Количество мактабов с годами только увеличивалось. Так в Ошском уезде в 1883 г. был 41 мактаб с 391 учащимся . В 1908 г. мактабов по Ошскому уезду насчитывалось 172, в т.ч. 141 мужских и 31 женских . В 1910 г. здесь уже было 183 мактаба и 6 медресе, в которых обучались 2 686 человек. В 1914 г. насчитывалось 229 мактабов с числом учащих¬ся 3 170, в т.ч. 33 женских и 511 учениц . В мактабах изучали арабский алфавит, учились читать и заучивать наизусть отдельные отрывки, из религиозных книг, обучались поведенчес¬ким правилам и строгому соблюдению норм шариата.

Одной из особенностей периода явился значительный рост высших мусульманских учебных заведений – медресе. Если в 1897 г. во всем Кыргыстане насчитывалось только 7 медресе, то к 1914 в одном только Ошском уезде их уже было 88. Они выпускали муфтиев, казы, преподавателей тех же медресе, учителей школ и др . На основании правил об инородческих училищах, учрежденных 30 марта 1906 г., учреждать медресе разрешалось лишь при условии открытия в ней классов русского языка. Однако вскоре телеграфным распоряжением товарища министра народного просвещения введение в Турекестанском крае этих правил было приостановлено.