Мусульманская школы - мектебы

Типичным дооктябрьским училищем у киргизов были конфессиональные школы — мектебы, где муллы обучали детей мусульманскому вероучению. По данным канцелярии Туркестанского генерал-губернатора к 1909 в Пишпекском уезде насчитывалось 14 мектебов, в Пржевальском уезде — И, а па Юге Киргизии, где особенно сильно сказывалось влияние мусульманского духовепства, было 169 мектебов.

Учащиеся мектеба, сидя на земляном полу в сыром помещении, ритмически покачиваясь, с голоса учителя хором читали непонятные арабские слова из «Корана», «Хафтияка», «Чарки-таба», «Суфи-Аллаяра» и др. религиозных книг. Содержание этих книг, написанных на арабском и персидском языках, нередко не понимали сами учителя-муллы. Мектебы были источниками распрострапепия религиозного фанатизма и певежества. Не случайно при наличии 256 конфессиональных школ-мектебов Киргизия оставалась страной сплошной неграмотности. Во 2-й половине 19 в. внутри религиозной идеологии ислама возникло религиозно-реформаторское течение. В процессе борьбы образовались 2 лагеря: кадимистов и джадидистов. Сторонники кадимизма защищали старометодную схоластическую школу — мектеб («уусули кадим») с её старым содержанием и методами обучения. Джадидисты же, будучи представителями зарождающейся мусульманской буржуазии, стремились приспособить старую школьную систему к задачам своего класса. Они были сторонниками так называемых новометодных школ («уусулиджадид»), требовали заменить буквослагательпый метод обучения звуковым методом и, не меняя религиозного содержания обучения, включить в учебные планы некоторые светские дисциплины. Задача новометодных школ сводилась в значительной мере к тому, чтобы использовать светские науки в помощь богословию и подготовить мусульманских миссионеров для укрепления ислама. Под влиянием джадидистов в Киргизии были организованы 4 новометодные школы: «мадрасаи-иш-тидат» в Пишпеке, «мадрасаи-икбалия» в Токмаке, «мад-расаи-шабдапия» в Чон-Кемине (Тар-Суу) и школа им. Гаспринского в Пржевальске. В новометодных школах из 25 педагогия, часов недельной нагрузки 20 было отведено на изучение «Корана» (священной истории мусульман) и др. книг, тесно связанных с религией, итолько 5 часов — на изучение арифметики, географии и др. общеобразовательных предметов.

Источником семейного воспитания у киргизов служили памятники народной педагогики. Самобытная культура и памятники народной педагогики кирг. народа издавна привлекали внимание прогрессивных учёных России, в частности, Ч. Ч. Валиханова, В. В. Радлова, Ф. В. Пояркова и др. Известный этнограф' А. А. Дпваев (1856—1932) собирал памятники народного творчества киргизов. Впоследствии А. А. Диваев классифицирует огромный этнография, материал из жизни киргизов Семиреченской и Сырдарьинской областей, публикует специальные работы «Киргизы и каракиргизы» (пословицы и поговорки), «Легенда о происхождении каракиргизов», «Игры киргизских детей» и др. произведения. Народные сказки, поговорки и пословицы играли важную роль в выработке определённых норм поведения, черт, свойственных трудовому народу, в воспитании у детей чувства правдивости, честности, трудолюбия, уважения к старшим. Другим источником народно]"! мудрости в воспитании было творчество акынов и сказителей. Особое место занимали акыны-демократы Токтогул Сатылганов (1864—1933) и ТоголокМолдо (В. Абдрахманов, 1860—1942), педагогические идеи к-рых явились важнейшим источником нравственного воспитания молодого поколения.



После добровольного вхождения Киргизии в состав России, с приходом русского населения, появились светские школы и др. учебные учреждения. На терр. Киргизии первая русская начальная школа была организована в 1874 в Караколе, в 1875 при этой школе организуется ученическая квартира для кирг. детей. В 1876 начальная школа (двухклассное училище) открывается в Оше. Затем в 1879 двухклассные училища появляются в Пишпеке, в 1880 — в Токмаке и Беловод-ском. В середине 80-х гг. возникла сеть церковно-при-ходских школ. Их было на терр. Киргизии 23, преимущественно в Пишпекском и Пржевальском уездах, с числом учащихся ок. 1 500 чел. Примерно в тот же период в России начинают возникать русско-туземные школы. К 1914 на терр. современной Киргизии функционировали Таласская, Пишпекская, Токмакская первая и вторая, Александровская, Сокулукская, Тынаевская, Пржевальская первая п вторая, Нарыпская, Атбашип-ская, Сазоновская, Покровская, Кетментёбинская и Ош-ская. lie все школы предназначались для кирг. населения. Из 15 русско-туземных школ 10 было киргизских, 3—дунганских и 2—татарских; 7 из них имели интернаты. В этих школах обучались только мальчики — ок. 300 чел. В 1914 были открыты специальные женские русско-туземные школы в Токмаке и Пржевальске, где обучались 42 ученицы. Русско-туземные школы имели в известной мере прогрессивное значение: они знакомили кирг. молодёжь с русским языком, а через него — с русской культурой. В общем в Киргизии на 800 тыс. населения в 1914 было всего 107 русских школ разных типов с общим числом учащихся 7 041 чел.; киргизов во всех этих учебных заведениях было всего лишь 574.