Образование: Киргизский мектеб

Киргизский мектеб. Фото 1910 г

Информационная справка: Типичным дооктябрьским училищем у киргизов были конфессиональные школы — мектебы, где муллы обучали детей мусульманскому вероучению. По данным канцелярии Туркестанского генерал-губернатора к 1909 в Пишпекском уезде насчитывалось 14 мектебов, в Пржевальском уезде — 11, а на Юге Киргизии, где особенно сильно сказывалось влияние мусульманского духовенства, было 169 мектебов. Учащиеся мектеба, сидя на земляном полу в сыром помещении, ритмически покачиваясь, с голоса учителя хором читали непонятные арабские слова из «Корана», «Хафтияка», «Чарки-таба», «Суфи-Аллаяра» и др. религиозных книг.

Содержание этих книг, написанных на арабском и персидском языках, нередко не понимали сами учителя-муллы. Мектебы были источниками распространения религиозного фанатизма и невежества. Не случайно при наличии 256 конфессиональных школ-мектебов Киргизия оставалась страной сплошной неграмотности. Во 2-й половине 19 в. внутри религиозной идеологии ислама возникло религиозно-реформаторское течение. В процессе борьбы образовались 2 лагеря: кадимистов и джадидистов. Сторонники кадимизма защищали старометодную схоласти-ческую школу — мектеб («уусули кадим») с её старым содержанием и методами обучения.



Джадидисты же, будучи представителями зарождающейся мусульманской буржуазии, стремились приспособить старую школьную систему к задачам своего класса. Они были сторонниками так называемых новометодных школ («уусули джадид»), требовали заменить буквослагательный метод обучения звуковым методом и, не меняя религиозного содержания обучения, включить в учебные планы некоторые светские дисциплины. Задача новометодных школ сводилась в значительной мере к тому, чтобы использовать светские науки в помощь богословию и подготовить мусульманских миссионеров для укрепления ислама.

Под влиянием джадидистов в Киргизии были организованы 4 новометодные школы: «мадрасаи-иштидат» в Пишпеке, «мадрасаи-икбалия» в Токмаке, «мадрасаи-шабдания» в Чон-Кемине (Тар-Суу) и школа им. Гаспринского в Пржевальске. В новометодных школах из 25 педагогич. часов недельной нагрузки 20 было отведено на изучение «Корана» (священной истории мусульман) и др. книг, тесно связанных с религией, и только 5 часов — на изучение арифметики, географии и др. общеобразовательных предметов.