Энциклопедия Киргизской ССР: В семье братских республик

Часть Первая
Часть Вторая
Возрастёт также производство продукции и в др. отраслях животноводства республики. Предстоит значительно повысить продуктивность скота, укрепить кормовую базу, прежде всего, за счёт освоения пригодных к орошению земель, которых в республике свыше 1 млн. га, а также более эффективного использования сенокосных угодий и отгонных пастбищ. На осуществление этих мер республике выделяются необходимые средства и материальные ресурсы. В перспективе Кирг. ССР может довести поголовье овец до 15 млн.
Основой сельскохозяйственного производства было и в дальнейшем будет зерновое хозяйство. Зерно в условиях республики — это не только хлеб, но и мясо, шерсть и др. продукты. Год от года в республике постоянно растёт число районов, колхозов и совхозов, получающих на орошаемых землях стабильные высокие урожаи зерна и др. продуктов. В соответствии с аграрной политикой партии в республике осуществляются значительные меры по специализации, концентрации сельскохозяйственного производства и межхозяйственной кооперации. Для более полного .удовлетворения потребностей населения в овощах и фруктах вокруг городов и рабочих посёлков создаются специализированные агропромышленные объединения, позволяющие в комплексе решать вопросы производства, заготовок, реализации п переработки овощей, картофеля, плодов, ягод и винограда. Также действует ряд производственных объединений по овощеводству, садоводству, по производству продукции животноводства, по выращиванию и переработке сахарной свёклы. Всё более усиливается интенсификация животноводства. Введено в строй свыше 90 молочных комплексов и ферм, ок. 10 комплексов по откорму крупного рогатого скота,, по выращиванию тёлок и откорму овец.
Выполнение стоящих перед республикой больших задач по увеличению производства и заготовок животноводческой продукции во многом зависит от укрепления кормовой базы, от того, насколько полно будет обеспечен скот грубыми, сочными и концентрированными кормами. Для решения этой исключительно важной проблемы используются все пути: повышение урожайности кормовых культур, улучшение продуктивности пастбищ, широкое внедрение современной технологии заготовки, переработки и использования кормов.
В интенсивном развитии животноводства неизмеримо велика роль кадров, а в условиях Киргизии — особенно чабанов. В приветствии ЦК КПСС участникам Республиканского совещания овцеводов в мае 1975 отмечается, что большим вкладом в повышение эффективности овцеводства является опыт знатных чабанов Б. Айтбаева, К. Джунушева, Т. Акматова. Очень важно, что, используя этот опыт, овцеводы республики' в трудных условиях высокогорья не только закрепляют достигнутые ранее результаты, но и добиваются новых успехов. Труженики сельского хозяйства Киргизстана успешно выполнили задание 10-й пятилетки по продаже основных видов продукции земледелия. Государству продано: зерновых —1446,7 тыс. т (102,3%), хлопка-сырца—1050 тыс. г (102,3%), табака —167,6 тыс. г (107,4%), картофеля — 393,1 тыс. т (110,1%), овощей — 1235,1 тыс. т (123,5%), бахчевых — 216,4 тыс. т (106,1%), плодов и ягод —438,5 тыс. г (10-1,3%), винограда — 218,7 тыс. г (106,1%). Всё это — результат последовательного осуществления аграрной политики партии, самоотверженности тружеников колхозов и совхозов, городов и промышленных центров, а также большой организаторской и политической работы партийных, профсоюзных и комсомольских организаций, советских и хозяйственных органов республики.
Социалистические преобразования в нашей стране были бы немыслимы, если бы партия с первых же дней Советской власти со всей энергией и целеустремлённостью не взялась за осуществление культурной революции. В условиях Киргизии на самом первом, этапе культурного строительства нужно было ликвидировать неграмотность населения. Если в целом в дореволюционной России около трёх четвертей взрослого населения было неграмотным, то положение на окраинах России было значительно хуже. Достаточно сказать, что среди киргизов грамотными были лишь 0,6%, а из каждых ста детей школьного возраста училось только четверо. Поэтому здесь одной из важнейших и первоочередных задач, как и в др. национальных окраинах, была борьба за ликвидацию элементарной неграмотности взрослого населения и создание широкой сети школ, особенно в сельской местности. Ленин указывал, что «безграмотный человек стоит вне политики, его сначала надо научить азбуке» (В. И. Ленин). Особую важность имела задача повышения культурного уровня и политического сознания беднейшего национального крестьянства, составлявшего громадное большинство местного коренного населения и являвшегося при почти полном отсутствии пролетариата по существу основной социальной базой формирования новой советской национальной интеллигенции и национального отряда рабочего класса.
Как и по всей стране, в Киргизии начало борьбы за ликвидацию неграмотности было положено ленинским декретом от 26 дек. 1919 «О ликвидации безграмотности населения РСФСР», в котором указывалось, что всё население республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать или писать, обязано обучаться грамоте по желанию на родном или русском языке. Однако для широкого развёртывания школ ещё не хватало средств, учителей, да и просто грамотных людей для привлечения к этой работе. В ликвидации неграмотности, развитии народного образования, как и в решении др. проблем, киргизский народ постоянно ощущал большую заботу и внимание Коммунистической партии и Советского государства, бескорыстную братскую помощь советских народов, прежде всего, русского народа. «В те дни,— говорилось на Всесоюзном съезде учителей 4 июля 1968,— народное просвещение называли третьим фронтом молодой Советской республики наряду с обороной и восстановлением народного хозяйства. С первых же дней народное образование складывалось и развивалось с учётом национального многообразия нашей страны на прочных основах ленинской политики дружбы народов».
Ещё в 1918 правительство Российской Федерации выделило Туркестанской республике на нужды просвещения 177 млн. руб., что позволило укрепить здесь учебно-материальную базу школ. В 1925 Президиум ЦИК Союза Советских Социалистических Республик выделил Киргизии из общегосударственного бюджета дополнительно 300 тыс. руб., в том числе 100 тыс. руб. на народное образование. Особый размах приобрела борьба за грамотность с середины 1929 после принятия постановления Центрального Комитета ВКП «О работе по ликвидации неграмотности», в котором указывалось: «Наличие почти поголовной неграмотности населения в ряде восточных республик и областей, а также среди отдельных национальных меньшинств выдвигает задачу ликвидации неграмотности в качестве основной и важнейшей задачи всей культурной работы в этих районах» (КПСС о культуре, просвещении и науке). Сб. документов, М., 1963, с. 197).
Бесспорно, одним из самых убедительных свидетельств торжества ленинской национальной политики партии является создание, национальной письменности киргизского народа. Она возникла в 1924 на базе реформированного арабского алфавита. Однако вскоре жизнь показала неприемлемость арабской графической основы для киргизской письменности. Реформированный арабский алфавит был сложен для усвоения, неудобен технически, не отражал особенностей киргизского языка,- по существу тормозил распространение грамотности в широких слоях народа. Уже в 1925 среди трудящихся высказывалось требование об отказе от арабского алфавита и замене его другим, более доступным алфавитом, построенным на базе латинской графики. Был разработан новый алфавит на латинской основе. Президиум ЦИК Киргизской АССР постановил: «С 1 января 1930 года совершенно изъять из употребления старый (арабский) алфавит во всех отраслях производства па всей территории Киргизской АССР, заменив его (старый алфавит) новым киргизским национальным латинизированным алфавитом». Латинизированный алфавит использовался 12 лет. За это время наряду с ростом социалистической экономики Киргизстана развивались наука, культура и искусство, обогащался киргизский литературный язык. Однако дальнейшее сохранение латинизированного алфавита в качестве основы киргизской письменности было нецелесообразно. В 30-х гг. шёл интенсивный процесс роста культуры киргизского народа на основе глубокого и всестороннего сближения с культурами русского и др. народов нашей страны. Русский язык всё больше становился средством межнационального общения, и в связи с этим встал вопрос о переводе киргизской письменности с латинизированного на новый алфавит, основанный на русской графике, который обеспечивал бы более успешное изучение русского языка.
В марте 1939 через периодическую печать республики в порядке обсуждения был поставлен вопрос о переводе киргизской письменности на новый алфавит, основанный на русской графике. Это предложение сразу же нашло широкий отклик общественности Киргизстана, горячее одобрение со стороны представителей интеллигенции, рабочих и колхозников, всех трудящихся республики. К осени 1939 Институт киргизского языка и письменности заканчивает разработку проекта нового алфавита. Несколько позже созывается собрание интеллигенции и рабочих Фрунзе, на котором обсуждается вопрос о переводе киргизской письменности на русский алфавит. Участники собрания единодушно одобрили намечаемую реформу киргизской письменности. Проект нового киргизского алфавита, построенного на основе русской графики, публиковался в республиканской печати, почти в течение двух лет широко и всесторонне обсуждался в народе и получил единодушное одобрение. Проект нового алфавита состоял из 36 букв, в нём полностью использован состав русского алфавита с добавлением трёх букв, отражающих специфические для киргизского языка звуки. 4 съезд Компартии Киргизии в марте 1940, рассмотрев вопрос о переводе письменности с латинизированного на русский алфавит, поставил задачу провести его в течение 1940—1941. В 1940 Совет Народных Комиссаров СССР и ЦК ВКП разрешили начать перевод делопроизводства в государственных учреждениях, общественных организациях и периодической печати республики с латинизированного на русский алфавит с 1 янв. 1941, преподавание и обучение в школах — с 1 сент. 1940, в первую очередь в младших классах, предварительно подготовив к этому учительские кадры и издав необходимые учебники на новом алфавите. С тех пор, как киргизская письменность была переведена на русский алфавит, прошло 40 лет. Время и жизнь показали, что киргизский народ сделал правильный выбор.
Советская власть уничтожила всякие национальные, в т. ч. языковые привилегии и создала условия для свободного развития языков всех народов нашей страны. В Киргизии за полвека издано свыше 28 тыс. названий книг и брошюр общим тиражом около 200 млн., экземпляров, в т. ч. на киргизском языке — о. 15 тыс. названий тиражом о. 120 млн. экземпляров. На киргизском языке ведётся обучение почти в 1 000 общеобразовательных школах, киргизский язык и литература преподаются в средних специальных и высших учебных заведениях. На киргизском языке издаётся 60 районных, областных, республиканских и др. газет разовым тиражом свыше 775 тыс. экземпляров, 17 журналов и других периодических изданий годовым тиражом свыше 8 607 тыс. экземпляров.
В общем русле осуществления ленинского плана культурной революции шёл процесс формирования национальной интеллигенции. Создание национальной интеллигенции имеет свои особенности, продиктованные коренной ломкой всего патриархально-феодального уклада жизни ранее отсталых народов Советского Востока. Огромная потребность в формировании и бурном росте работников умственного труда, интеллигенции была продиктована самой сущностью созидания нового общества, развитие которого с самого начала направляется сознательно и планомерно в соответствии с объективными закономерностями, раскрытыми марксистско-ленинской наукой. Без многочисленных, безгранично преданных великим идеям социализма, делу партии и народа высококвалифицированных кадров специалистов самых различных отраслей народного хозяйства, культуры, науки невозможно успешное строительство социалистического общества. Сама жизнь настоятельно диктовала необходимость формирования национальных кадров, ибо судьба реализации политической линии партии в решающей мере теперь зависела от кадров, призванных мобилизовать трудящихся на претворение её в жизнь. «Политика,— указывал В; И. Ленин,— ведётся через людей» (В. И. Ленин, Полн., собр. соч., т. 45, с. 123). Именно высококвалифицированные кадры являлись решающим звеном партийного руководства в сложных условиях некапиталистического развития. Надо учитывать и другое.
В Киргизии, как и во многих других бывших колониальных окраинах России, не было национальных кадров, политических руководителей, прошедших суровую школу подполья в предреволюционный период. Без такого закалённого ядра кадров, прошедших школу борьбы с буржуазией и колонизаторской политикой царизма, способных объединить вокруг себя подлинно интернационалистические силы, реализация задач социалистического переустройства края представляла неимоверную трудность. Особая острота вопроса о подготовке кадров в Киргизии определялась и тем, что крайне мало было старых специалистов, лояльно относившихся к Советской власти. Партийная организация их использовала, но это далеко не решало всей проблемы. К вышесказанному следует добавить, что образование советской государственности киргизского народа, формирование в связи с этим партийного и хозяйственного аппарата потребовали сразу большого числа подготовленных работников и в первую очередь коренной национальности. «Теперь хозяином,— писал в наказе Совета Труда и Обороны местным советским учреждениям В. И. Ленин в 1921 году,— является рабоче-крестьянское государство, и оно должно поставить широко, планомерно, систематично и открыто дело подбора наилучших работников по хозяйственному строительству, администраторов и организаторов специального и общего, местного и общегосударственного масштаба» (В. И. Ленин, Полн. собр. соч., т. 43, с. 280).
Основой успешного решения острейшей для Киргизии проблемы подготовки кадров была интернациональная помощь братских народов, прежде всего, великого русского народа, которая проявлялась всеобъемлющим образом. В первые же годы Советской власти в Киргизию направлялись из развитых районов России инженерно-технические работники, квалифицированные рабочие для оказания помощи в решении этой проблемы. Ленинским духом подлинного интернационализма была проникнута сама политика партии и Советского государства в области подготовки национальных кадров. ЦК партии постоянно обращал внимание на необходимость учитывать национальные моменты в подборе кадров. Практическая деятельность КПСС направлялась на то, чтобы местные национальные кадры целиком брали дело в свои руки. И это полностью себя оправдало. Разумеется, вначале в силу неопытности молодых специалистов, недостатка знаний не обходилось без издержек и определённых отклонений, но тем не менее политический выигрыш был огромный. Это, бесспорно, было проявлением подлинного интернационализма, глубокого доверия к национальным кадрам, сильнейшим оружием, выбивавшим почву из-под ног буржуазных националистов.
С каждым годом укрепления Советской власти в политическую жизнь вступали всё новые массы людей, из которых формировались руководящие партийные и советские работники. Наиболее массовой формой подготовки кадров в первые годы существования автономной области, а затем Киргизской АССР, как и многих национальных районов страны, были различные курсы. Наряду с созданием широкой местной сети курсовой подготовки кадров большое значение имело направление представителей местных национальностей на различные курсы за пределы республики. Особенности подготовки кадров в Киргизии состояли в том, что здесь вследствие малочисленности пролетариата национальная трудовая интеллигенция формировалась в основном из представителей крестьянства, и влияние на неё мелкобуржуазной идеологии, различных патриархально-феодальных пережитков было значительное.
В этих условиях исключительно важное значение приобретала активизация работы по идейно-теоретическому вооружению кадров, политическому воспитанию трудящихся масс. Эта громадная по объёму работа требовала большой армии квалифицированных идеологических работников, и такие кадры готовились частично в совпартшколе республики, а значительная часть их — в коммунистических университетах Москвы и Ленинграда, других братских республик, в частности, в Среднеазиатском коммунистическом университете, Коммунистическом университете трудящихся Востока и др. К 1930 в Среднеазиатском коммунистическом университете (САКУ), например, обучалось 150 киргизов. В результате такой практической помощи со стороны ЦК ВКП и его Среды в республике увеличилось число партийных, идеологических кадров, повысился их идейно-политический уровень. К концу 1936 из 503 пропагандистов республики 156 окончили ком-вузы, 101 — совпартшколы и 245 — курсы пропагандистов. Постоянной и весьма действенной формой помощи была посылка Центральным Комитетом ВКП и его Среднеазиатским Бюро опытных подготовленных работников в среднеазиатские республики. Уже в первые годы после образования Киргизской автономной области, а затем республики сюда было направлено более 250 партийных и советских работников. Приехавшие и республику партийные кадры передавали свой богатый опыт и знания местным работникам. Это позволило укреплять наиболее ответственные участки социалистического строительства зрелыми работниками, усиливать интернациональное воспитание местных кадров. В результате, если в 1925 из 132 секретарей партийных ячеек всего лишь 2 имели высшее, 6 — среднее, 104 — начальное образование, а 20 были малограмотными и 2 —даже неграмотными, то в 1937 среди секретарей партийных ячеек малограмотных уже не было, 21 человек имел общее высшее, 64 —среднее, 14 — высшее политическое и 43 —среднее политическое образование. Значение этого факта было исключительным, если иметь в виду то, что именно из среды данных работников в последующем формировались кадры республиканского звена, возглавлявшие борьбу коммунистов и трудящихся республики за неуклонное претворение генеральной линии партии, воплощение в жизнь её национальной политики. Помощь со стороны РСФСР
и других братских республик не ослабевала и в по дующие годы. Уделяя этому- делу серьёзное внимав СНК СССР и ЦК ВКП обязали Наркомзем и другие наркоматы СССР дополнительно откомандировать в Киргизию большую группу выпускников центральных вузов, высококвалифицированных специалистов, научных работников, инженеров, деятелей литературы и искусства. Всего за 1937—1940 сюда прибыло ок. 600 учителей с высшим и средним образованием, более 500 специалистов промышленности, сельского хозяйства и дг. Наконец, неоценимую помощь в подготовке специалистов высшей и средней квалификации для различных отраслей народного хозяйства и культуры оказали высшие учебные заведения др. республик, так как до революции и в первые годы Советской власти Киргизия их не имела. В 1926 создаются специальные окружные вербовочные комитеты по отбору и командированию учащихся Киргизии в учебные заведения центральных районов России.
Первое среднее специальное учебное взведение в республике было открыто в 1925. Это был Институт народного просвещения, преобразованный в 1928 в Центральный республиканский педагогический техникум. Первенец высшего образования республики — Киргизский педагогический институт был открыт в г. Фрунзе в 1932, а через год был организован Зооветернарный институт. Высшие учебные заведения страны прежде всего, вузы Российской Федерации принимали самое активное участие в становлении и развитии высшей школы республики. Москва, Ленинград и др. города Советского Союза направляли во Фрунзе лабораторное оборудование, учебные приборы, научную литературу.
Организаторами и преподавателями первых высших и средних специальных учебных заведений в Киргизии были представители великого русского народа и других братских народов СССР. По направлению Комитета Высшей школы СССР, РСФСР и других братских республик в Киргизию приехали десятки педагогов, научных работников. Уже в 1935 Советский Киргизстан получил первых специалистов с высшим образованием, подготовленных непосредственно в республике. В Киргизской ССР успешно действует цельная, стройная система высшего и среднего специального образования, подготовка специалистов ведётся практически по всем важнейшим отраслям народного хозяйства, науки и культуры. В 10 высших и 41 среднем специальном учебных заведениях республики обучается свыше 104 тыс. человек, из них 55 тыс.— студенты вузов. За время своего существования (к 1981) эти учебные заведения выпустили 144,3 тыс. специалистов с высшим и 218,4 тыс. со средним специальным образованием. В 1979 в народном хозяйстве республики работали 257 тыс. специалистов, из них 117 тыс. с высшим и 140 тыс. со средним специальным образованием, подавляющее большинство которых являлось выпускниками вузов и техникумов самой республики (во всей дореволюционной России таких специалистов было 190 тыс.). Только за годы 10-й пятилетки в народное хозяйство республики влились 78,4 тыс. выпускников вузов и техникумов. Изменился социальный состав студентов. Всё больше в вузы и техникумы приходит молодёжь, прошедшая трудовую школу на производстве, ок. 70% обучающихся являются рабочими и колхозниками или их детьми.
Создание в Киргизии, как и в других республиках Советского Востока, в небывало короткий исторический срок современной базы подготовки квалифицированных специалистов, формирование национальной интеллигенции является ярким свидетельством превосходства социализма над капитализмом, преимуществ развития ранее отсталых народов в составе крупного многонационального социалистического государства. Опираясь на братскую помощь трудящихся передовых наций и самого союзного государства, под руководством Коммунистической партии, вооружённые передовой теорией, в течение жизни одного поколения ранее отсталые народы сумели пройти сложный путь от патриархально-феодальных отношений к развитому социализму, минуя мучительную стадию капитализма. На современном этапе коммунистического строительства неизмеримо возросла потребность в широко образованных, высококвалифицированных специалистах, глубоко знающих научные основы управления производством владеющих достижениями науки и техники. В партии и стране создана творческая, деловая обстановка работы с кадрами, созданы условия для их роста, проявления способностей.
Главной социальной базой подготовки новых кадров нынешней интеллигенции являются выросшие за годы Советской власти количественно и качественно рабочий класс и колхозное крестьянство. Партийные организации Киргизии неукоснительно руководствуются ленинским принципом подбора, расстановки и воспитания кадров, решениями съездов партии, пленумов ЦК КПСС. Профессиональная компетентность и опыт организаторской работы отличают основную часть кадров специалистов, занятых в промышленности. Среди руководителей ведущих отраслей промышленности республики (машиностроения, электротехнической и угольной промышленности, цветной металлургии) 85,5%—специалисты с высшим образованием. Большим завоеванием партийной организации республики является обеспечение квалифицированными кадрами всех отраслей сельского хозяйства. В решении проблем ускорения научно-технического прогресса и интенсификации сельского хозяйства партия уделяла большое внимание вопросам улучшения работы с кадрами, создания стройной системы подготовки и переподготовки специалистов и организаторов производства, а также работников массовых профессий. Многое сделано по укреплению квалифицированными кадрами колхозов, совхозов, сельскохозяйственных органов, воспитанию их в духе высокой ответственности за порученное дело, непримиримости к недостаткам.
большое число специалистов, окончивших вузы и средние специальные учебные заведения. В то же время ежегодно многие выпускники учебных заведений Киргизии направляются в другие республики. Так, только в 1960—79 в Киргизию прибыло ок. 15 тыс. специалистов с высшим и средним образованием, а за её пределы в этот период были направлены почти 4 тыс. специалистов. Эти факты являются ярким выражением последовательного и неуклонного осуществления ленинской национальной политики партии, подлинного равенства и нерушимой дружбы народов Советского Союза.
Ныне, когда партия выдвинула и решает важнейшую историческую задачу — органически соединить достижения научно-технической революции с преимуществами социалистической системы хозяйства, успех в её осуществлении во многом зависит от того, в какой мере работники народного хозяйства, науки и сферы управления подготовлены в научно-техническом отношении, в какой мере они овладели современными методами управления, насколько глубоко разбираются в объективных закономерностях социалистического производства. Чтобы управлять, учил В. И. Ленин, «нужно быть компетентным, нужно полностью и до точности знать все условия производства, нужно знать технику этого производства на её современной высоте, нужно иметь известное научное образование» (В. И. Ленин, Полн. собр. соч., т. 40; с. 215). Наша страна достигла высокого уровня культуры и образованности широких масс трудящихся. На тысячу человек занятого населения страны в 1970 имели высшее и среднее (полное и неполное) образование в городах — 748 человек, в сельской местности — 499. В 1979 эти показатели соответственно повысились — 863 и 693 человека. Те же изменения характерны и для Киргизии. В 1970 в республике высшее и среднее образование имели 740 человек на тысячу городского и 569 — на тысячу сельского населения, а в 1979 — соответственно 861 и 760 человек.
Социализм широко раскрыл таланты и творческие силы киргизского народа. Социалистическая по содержанию, по главному направлению своего развития, национальная по форме и интернационалистическая по своему духу и характеру культура киргизского народа выступает как важнейшее средство партии в деле коммунистического воспитания трудящихся. Писателями, художниками, композиторами, кинематографистами и деятелями театра Киргизстана создано немало произведений, в которых с позиций коммунистической партийности и идейности отображаются трудовые свершения советских людей, их духовный мир. Многие произведения литературы и искусства известны далеко за пределами республики. Замечательные достижения деятелей литературы и искусства Киргизстана неразрывно связаны с завоеваниями всей советской многонациональной культуры. Своими успехами они обязаны плодотворной учёбе у талантливых художников братских народов, и, прежде всего, великого русского народа. Осваивая лучшие традиции и достижения братских народов, киргизская литература и искусство в то же время вносят свою достойную лепту в сокровищницу советской многонациональной социалистической культуры. «Искусство,— говорил Максим Горький,— начинается с фольклора, собирайте фольклор своего народа, учитесь у него и работайте над ним». В республике этот завет строго хранится и выполняется. С первых лет Советской власти проявляется большая забота об историческом и культурном наследии киргизского народа. Хранителями и продолжателями устного поэтич. творчества были исполнители народных песен — акыны, манасчи, ырчи (кирг. манасчы, ырчы) и др. Они в пословицах, поговорках, эпосе, сказках, легендах, преданиях донесли до наших дней высокую поэзию и мудрость народа. Для сбора материалов народного творчества (пословиц, поговорок, загадок и т. д.) широко использовались красные чайханы, красные юрты, дома дехканина, школы, привлекались выезжавшие на каникулы студенты. Уже в 1928 удалось собрать и выпустить 30 печатных листов произведений народного творчества. Эта работа не прекращается и поныне. В февр. 1938 поэты, акыны, сказители совместно с поэтами-переводчиками впервые широко ознакомили общественность Москвы со своим литературным творчеством. За успехи в развитии киргизской советской литературы и в создании национального театрального искусства 10 писателей республики были награждены орденами и медалями Советского Союза.
Продолжение следует...