История образования Кыргызстана

От истоков образования...

С давних пор традиции народной педагогики кыргызов считались сформированными воспитательной системой. Способы воспитания детей, обучение мастерству были основаны издревле. В 7 —12 веках кыргызское государство на Енисее имело свою письменность. Этот кыргызский алфавит (в целом он входил в Орхоно-Енисейскую руническую письменность) состоял из 39 букв и они были высечены на различных предметах (камне, железе, коже, дереве, керамической посуде, монетах и др.). Но на территории современного Кыргызстана, начиная со средних веков применялись различные виды письменности. Среди них самой распространённой была согдийская письменность. Позже была использована уйгурская письменность; чагатайская литературная письменность, общая для казахской, кыргызской, узбекской, уйгурской письменности, а рабский алфавит и др. Использование разных письменностей кыргызским народом способствовало формированию культуры и её развитию . В тоже время в образовании и воспитании важную роль сыграла народная педагогика, имеющая дидактическое и философское содержание и являющаяся органической частью устного народного творчества, которое получило развитие у кыргызского народа. В середине 10 века каганат Караханидов принял исламскую веру. В то время на территории Кыргызстана использовался арабский алфавит и местное население, ознакомившись с передовой культурой Востока, устремилось к знанию. Положения исламской религии призывали людей к образованию. Они принесли с собой установившиеся научные понятия. Открывались специальные медресе, школы, росло число грамотных людей.
В конце 10 и начале 11 века Баласагун и Кашгар превратились в города с многогранной культурой и в научно-образовательные центры. Уроженец города Баласагун Жусуп Баласагуни создал на тюркском языке дастан «Кутадгу билиг» — кут берч? билим». Он был признан знатоком географии, истории, философии, астрономии, математики, медицины. Как видно из содержания дастана, в ту эпоху, когда жил Жусуп, большое значение в обществе придавалось образованию людей.
В средние века в развитие науки и образования большой вклад внёс известный учёный Махмуд ибн Хусейин Кашгари (Барскани). Он родился около 1029—1038 в городе Барскан на юж. берегу Иссык-Куля. Махмуд Кашгари получил образование в Багдаде, Бухаре. Из написанных двух произведений, в одном дошедшем до нас «Китаб диван лугат ат-турк» («Словарь тюркских наречий») приводятся сведения о языках тюркских народностей, об их устном народном творчестве, составе племён, др. исторические, географические сведения характерные для эпохи каганата Караханидов. В 13 веке после монгольского нашествия кыргызы и оседлое тюркское население Кыргызстана потерпели невосполнимые потери. Они сопровождались общим уничтожением культуры и резким спадом науки и образования. В 14—18 веках междоусобицы, войны с колонизаторами, нестабильная политическая ситуация, раздробленность ухудшили общее положение, в т. ч. нанесли большой ущерб культуре. Несмотря на это, на территории Кыргызстана в этих тяжёлых условиях такими образованными людьми, как Сайф ад-Дин Аксыкенти продолжали создаваться произведения. В начале 16 века он написал на яз. фарси своё произведение «Мадж му ат-таварих» («Сборник по истории»), где есть данные о племенах кыргызов и кыпчаков, проживающих в Фергане и Тенир-Тоо. Включены и прозаические отрывки из эпоса «Манас».
Во второй половине 18 и первой половине 19 века Кыргызстан вступает на новую ступень развития. В 50-е годы 18 века было разгромлено Жунгарское ханство, кыргызы почти на целое столетие были освобождены от бесконечных нападений калмыков. В начале 19 века в Кыргызстане в области образования намечаются едва заметные положительные сдвиги. В крепостях Кокандского ханства, расположенных на территории Кыргызстана, представители исламской религии начали обучение детей-подростков местного населения в медресе и мечетях, тем самым внесли свой вклад в увеличение числа грамотных людей. В 70-е годы 19 века на территории Оша было около 150 мечетей, 6 медресе, наряду с которыми существовал известный медресе алайского манапа Алымбека-датки.

Образование в период присоединения кыргызов к Российской империи

После присоединения Кыргызстана в состав Российской империи во 2-й половине XIX в. колониальная администрация обращает внимание на создание "образовательных" учреждений, дабы "воспитать" из детей коренных народов "полезных для местного общества граждан, достойных сынов общего для нашего Отечества, России". С другой стороны, устройство народного образования в крае представлялось делом "тем более необходимым и безотлагательным, что в общеобразовательных учреждениях суще-ственно нуждалось и русское население края, лишенное, вследствие отдаленности Туркестанского края от учебно-образовательных центров империи, возможности давать своим детям даже начальное образование"
Начиная с 1870-х годов, для детей русскоязычного населения открываются партикулярные (гражданские) и церковные начальные учебные заведения. Первая приходская начальная школа или училище, как тогда называли школы, была открыта в г.Токмаке 9 февраля 1870 г. Согласно сведениям о токмакской школе за 1874 г., школа была правительственной. Плата за обучение учеников не взималась. Дом для помещения школы нанимался. Школа была одноклассной, рассчитанной на два отделения (младшее – 24 ученика и старшее – 13 учеников, только мальчиков). Детей обучал один учитель: русскому языку, чистописанию, чтению, краткой истории русского государства и описанию частей света, еще один – законоучитель закону Божьему. Учитель был назначен на должность 12 ноября 1874 г. Окончивший уездное училище в г.Троицком Оренбургской губернии, имел аттестат об окончании училища, пользовался казенной квартирой при школе. Законоучителем был священник местной церкви. Жалованье у обоих составляло по 120 руб. в год. Объем курса был трехгодичным, каникулы продолжались с I июня по 1 октября. Учебные пособия выдавались ученикам бесплатно. На их приобретение предусматривалась специальная статья в бюджете школы.
Каракольская русская школа была открыта I октября 1874 г. Здание школы состояло из двух обширных комнат для классных занятий, одной небольшой для библиотеки и прихожей. Школа состояла из одного класса. В ней обучались 33 мальчика и 3 девочки. Обучение было бесплатным. Один учитель преподавал чтение, арифметику, письмо, русский язык, русскую историю, славянское чтение. Уроки начинались с 8 часов утра и продолжались до I часу дня. Число уроков в неделю: по чтению – 6, арифметике – 5, письму – 5, русскому языку – 3, русской истории – I, славянскому чтению – 2, Закону Божьему – 3. В конце мая проводились экзамены.
В 1879 г. в г.Каракол (Пржевальск) было открыто женское приходское одноклассное училище. Под помещение школы по разрешению туркестанского генерал-губернатора был приобретен дом с землею у майора Зотова, дом был куплен на средства, пожертвованными самими жителями на народное образование. В 1879 г открывается русская начальная школа в Пишпеке, в 1880 г. – в Беловодске, в 1882 – в селениях Карабалты и Сокулук, в 1888 – в Дмитриевке (г.Талас), двухклассные мужское и женское приходские училища в г.Оше.
Известные акыны 19 века были самыми образованными людьми своего времени. Калыгул, Арстанбек, Молдо Кылыч, Нурмолдо, Молдо Нияз, Женижок, Токтогул, Тоголок Молдо и др. в своих назиданиях и поучительных стихах прославляли знание и призывали людей к учёбе. Поэтому есть полное основание называть их видными мыслителями и просветителями кыргызского народа. К тому же Нурмолдо, Молдо Кылыч, Молдо Нияз, Женижок, Тоголок Молдо, получив образование по-мусульмански, являлись поэтами-письменниками. После присоединения Кыргызстана к царской России (1855—1876) произошли важные общественные изменения, в т. ч. наметился существенный прогресс и в образовании. С приходом русского населения для обучения детей русских и украинских переселенцев стали создаваться начальные школы различных типов.
В 1913 г. при копях Среднеазиатского акционерного каменноугольного общества "Кизил-Кия" было открыто одноклассное трехлетнее начальное приходское министерское училище с количеством учащихся 21 мальчиков и 28 девочек. Училище полностью содержалось на средства Общества. Сюда входили оплата заведующего школой, помещения, классного инвентаря и учебных пособий.
Начиная с 1876 г. было признано "полезным" преподавание в русских школах киргизского языка на основе введения русской транскрипции. Это видно из резолюции, наложенной туркестанским генерал-губернатором К.П.Кауфманом на докладе Главного инспектора училищ Туркестанского края А.Л.Куна от 13 января 1876 г. В то же время запрещалось преподавание ислама.
С открытием станичных сельских и городских приходских школ в них стали поступать и дети кыргызов. С каждым годом количество желающих получить образование возрастало. Впоследствии в г.Верном (Алматы) была открыта так называемая киргизская центральная школа, которая готовила кыргызских и казахских мальчиков к поступлению в прогимназию.
Наряду с этим в 1870-е годы создаются так называемая "киргизские", а начиная с 1886 г. "русско-туземные" школы, в которых помимо традиционных мусульманских дисциплин изучались русский язык, литература, начало светской культуры.
I октября 1875 г. в г. Каракол была открыта так называемая "киргизская" или "азиатская" школа, типа подготовительного пансиона для последующего поступления детей местного населения в русские школы. В 1877 г. пансион был преобразован в киргизскую ученическую квартиру при Каракольском училище.
В школе первоначально обучались всего 10 мальчиков, из которых 9 были киргизами и I калмык. Из персонала имелись надзиратель, мулла и сторож. В расходы входили оплата персонала, наем помещения, оплата питания, одежды и обуви, учебных пособий, соблюдение чистоты. В 1877 году эти расходы составили сумму 1250 руб. Расходы были утверждены журналом общего Присутствия Семиреченского областного правления. Средства на содержание школы собирались с 9 волостей Семиреченской области. Согласно общественных приговоров 15 волостей, кибиточный сбор по 15 коп. с каждой юрты и давал ежегодно на школу 1840 руб. Кроме того, кыргызы добровольно пожертвовали на школу 2000 руб.
Предметы занятий учеников были весьма несложными. Их обучали чтению и письму на родном и "главное" русском языках. Кыргызскому их обучал "надежный" "вольнонаемный мулла" "под надзором надзирателя школы", знающий русский и кыргызский языки.
Ученики ежедневно посещали русскую начальную школу, где их обучали русскому языку. Все 10 мальчиков жили при школе и получали полное содержание пищей и одеждой. Возраст учеников для поступления в школу был определен не моложе 9 лет и не старше 12-ти лет, "здорового телосложения". Их присылали волости к 1 октября. На обучение отводилось ежедневно 4 часа, в среду и субботу по 3 часа. Урок продолжался I час, после чего полагался 15-минутный перерыв. Ученикам, добившимся успехов и изучающих русский язык, предоставлялся месячный отпуск для свидания с родственниками. Учеба продолжалась весь год, за исключением воскресных и праздничных дней и летних каникул, которые начинались I июня и продолжались до 1 октября. В свободное время учащиеся могли заниматься, сельскохозяйственными работами и ремеслами. После окончания учебы в году назначался день "для акта", на который приглашались родители и родственники учеников и местное начальство.
Начиная с 1880-х годов, в Туркестанском крае начинают создаваться так называемая "русско-туземные" школы. Первая русско-туземная школа в Кыргызстане была открыта для дунганских детей неофициально, еще в октябре 1884 г. в Каракунузском поселении (недалеко от г.Токмака). В 1894 открывается вторая дунганская русско-туземная школа в селении Мариинском (близ г.Пржевальска). В 1888 г. русско-туземная школа была организована в г. Оше. (в 1313 г. в ней обучались 38 учеников ), в 1897 г. – в г.Токмаке, в 1898 г. в селении Николаевском (Панфиловском). В 1899 г. в Пишпекском уезде функционировали три русско-туземные школы – Сокулукская, Тынаевская и Джумгальская. В 1900 г. была открыта русско-туземная школа в урочище Кетмен-Тюбе. В 1911 г. в городах Пржевальске и Токмаке открываются женские русско-туземные школы. К 1917 г. на территории современного Кыргызстана действовали 17 русско-туземных школ и два интерната при Пишпекском и Пржевальском городских училищах, в которых обучались около 800 человек.
С 1887 г. при Ошской русско-туземной школе действовали вечерние курсы для обучения русскому языку взрослых, а в 1913 на курсах обучались 18 человек. В конце 1910 г. такие вечерние курсы были открыты при Пржевальской русско-туземной школе, здесь обучались 90 человек, в т.ч. 25 кыргызов.
Начиная с 1905 г. при русско-туземных школах открываются интернаты. В русско-туземных школах обучались дети разных национальностей, в т.ч. и русские. Такой интернат, т.е. пансион для поступления в училище кыргызских мальчиков, не знакомых с русским языком, был открыт при Пишпекском городском училище. Решение о строительстве здания интерната на 150 мест было принято в 1901 г. на созванном чрезвычайном сьезде, на который съехались кыргызы из 26 волостей Пишпекского уезда.
По содержанию программы русско-туземные школы относились к низшему типу русских начальных школ, они были одноклассники, с трехлетним сроком обучения и двухклассными с пятилетним сроком обучения. В некоторых имелись подготовительные отделения. Двухклассными были Токмакская, Пишпекская, Пржевальская и Ошская русско-туземные школы. В русско-туземных школах обучали русскому языку, арифметике, истории, географии, естествознанию. Открывая русско-туземные школы царские власти стремились "ограничить преподавание сообщением основных начал русской грамотности, т.е. приучить к правильному чтению, письму и счету в пределах, строго необходимых для элементарных потребностей инородческого быта. Как писал академик В.В.Бартольд, а русско-туземных школах "твердо проводился принцип, по которому занятия в русском классе должны были вестись исключительно на русском языке, и только при помощи русского языка детьми должны приобщаться "необходимые знания и развитие". В "туземных" классах дети заучивали наизусть арабские канонические тексты и основы мусульманского вероисповедания.
Начиная со 2-й половины XIX в., в крае появились новометодные школы. Их особенность заключалась в отказе от старой системы образования, основанной на чтении и изучении наизусть Корана, звуковом методе обучения, обустройстве класса мебелью (парты, доска, стол для учителя) и наглядными пособиями (географические карты и др.), размерам и качеству помещении, которые хотя и лучше старометодных мактабов, однако "далеко не удовлетворяют основных требований школьной гигиены по количеству воздуха и света". Ученики уже пользовались учебниками.
В школах обучали чтению, пересказу прочитанного, заучиванию стихов, счету и решению легких задач, истории религии, всеобщей истории, общей географии и отдельно географии России, элементарной минералогии (учению о камнях, земле, рудах, металлах), геометрии (куб, линия, углы, круг, измерение, параллельные линии, треугольник, измерение площадей). В предмет родного языка входили азбука, грамматика, правописание, диктовка и изложение. Обучение арифметике осуществлялось на основе сборника задач, заимствованных из русских учебников. В книгах для чтения помещались лишь рассказы для детей. Одним из предметов было изучение истории ислама, правил шариата. Однако муллы в школах не преподавали, обучение вели светские лица. Обязательным было знание учениками молитвы за царя, которую они должны были петь или читать речитативом, а также имен царствующих особ. Незнание ставилось учителям на вид. Обучение детей во всех новометодных школах продолжалось 2-3 года. Все новометодные школы ежегодно инспектировались, многие из них закрывались по причинам того, что «учителями в них были татары» педагогическая деятельность которых в крае запрещалась.
Согласно рапорта инспектора народных училищ 2-го района Семиреченской области Главному инспектору училищ Туркестанского края от 28 октября 1911 г. в Пржевальском, Пишпекском и Токмакской уездах имелось 6 новометодных мактабой, из них три находились в Пржевальске ("сартовский, дунганский и татарский"), один в Пишпеке, один в Токмаке и один в Джаркенте.
Новометодная школа при мечети в г.Каракол (г.Пржевальск) была открыта еще в 1868 г. (изучаемые предметы: 1. мусульманская грамотность, 2. вероучение, 5. история, 4. география, 5. арифметика). Всего имелись четыре отделения и подготовительный класс. В школе были 5 учителя, 129 учеников, из них 28 кыргызов.
Новометодная двухклассная школа при мечети в г.Пишпеке была открыта в 1902 г. В ней преподавались: 1. мусульманская грамотность. 2. арифметика. 3. вероучение. 4. география. 5. история ислама. 6. геометрия. 7. священная история. 8. естествоведения. 9. арабский язык и русский язык. Преподавание велось на основе официально разрешенных учебников. Учителя были людьми разных национальностей, окончившие курсы в Казани, Уфе, Токмаке в школах и медресе.
В 1910 г. в Пишпеке была открыта вторая мужская новометодная школа, в которой обучались 60 мальчиков. Школа содержалась на пожертвования прихожан и на средства городского общественного управления. Помимо мужских в Пишпеке создается женская новометодная школа, в которой обучались 70 девочек, из них 20 кыргызской национальности. В 1917 г. в школе обучались 180 девочек. Обучение велось по той же программе, что и в мужской школе, с дополнительным предметом – рукоделие. В новометодной школе в г.Джаркенте было 55 учеников, которым 2 учителя преподавали элементарный курс наук, в т.ч. русский язык.
Новометодная школа "Экбаль ("Прогресс") при мечети в селении Большой Токмак была открыта в начале XX в. Ученики школы обучались русскому языку в местной русско-туземной школе и попечители медресе считали это законным основанием для существования школы. Срок обучения был рассчитан на 4 года, учащиеся были распределены по трем классам. 1 и 2 классы были одногодичными и 3-й двухгодичным. Всего в школе обучались 110 человек, из них 13 кыргызской национальности. 4 учителя преподавали следующие предметы: 1. мусульманская грамотность. 2. арифметика. 3. вероучение. 4. география. 5. история ислама. 6. анатомия. 7. арабский язык. 8. начальное обучение. 9. чистописание.
Школа "Экбаль", которую называли еще Медресе, была самой крупной в Кыргызстане в начале XX в. Выпускники школы нередко сами становились учителями, некоторые продолжали обучение в медресе Урала и Казани. Новометодные школы были открыты также в Чон-Кемине (1909 г.), Кочкоре (1912 г.), Куртке (1914 г.), Джумгале (1911 г.) и др.
Основной формой обучения детей коренного населения были мусульманские начальные школы мактаби, число которых во много раз превышало количество русско-туземных и новометодных школ. По состоянию на 8 июня 1876 г. в Иссыккульском уезде Семиреченской области с центром в г.Каракол имелось 12 частных мусульманских школ, из них 9 кыргызских и 5 калмыцких. Школы находись в местах кочевок местного населения. Всего в них обучался 131 мальчик. Учителями были кыргызские письмоводители волостных управителей. Школы содержались за счет обучающихся, родители которых платили учителям за обучение, дети приезжали из соседних аулов.
Количество мактабов с годами только увеличивалось. Так, в Ошском уезде в 1883 г. был 41 мактаб с 391 учащимся. В 1908 г. мактабов по Ошскому уезду насчитывалось 172, в т.ч. 141 мужских и 31 женских. В 1910 г. здесь уже было 183 мактаба и 6 медресе, в которых обучались 2 686 человек. В 1914 г. насчитывалось 229 мактабов с числом учащихся 3 170, в т.ч. 33 женских и 511 учениц. В мактабах изучали арабский алфавит, учились читать и заучивать наизусть отдельные отрывки, из религиозных книг, обучались поведенческим правилам и строгому соблюдению норм шариата.
Одной из особенностей периода явился значительный рост высших мусульманских учебных заведений – медресе. Если в 1897 г. во всем Кыргыстане насчитывалось только 7 медресе, то к 1914 в одном только Ошском уезде их уже было 88. Они выпускали муфтиев, казы, преподавателей тех же медресе, учителей школ и др. На основании правил об инородческих училищах, учрежденных 30 марта 1906 г., учреждать медресе разрешалось лишь при условии открытия в ней классов русского языка. Однако вскоре телеграфным распоряжением товарища министра народного просвещения введение в Турекестанском крае этих правил было приостановлено.
К началу 1910 г. в г. Пржевальске имелись: 4-х классная мужская (единственная в области), 2-х классная женская, 2 одноклассных мужские приходские, одна женская, однаклассная приходская и одна мужская русско-туземные школы. На долю образования город тратил до 25% своего бюджета (в 1910 г. доходная часть городского бюджета составляла до 50 тысяч рублей, из которых расходы на образование составляли 12 215 руб.). С 1895 г., со времени введения городского самоуправления город, потратил только на покупку земельный участков и строительство школьных зданий 43792 руб. 41 коп.
22 февраля 1910 г собрание уполномоченных г.Пржевальска своим остановлением возбудило ходатайство передвоенным губернатором Семиреченской области об открытии в г. Пржевальске четырехклассной женской прогимназии. 4 марта 1910 г. на очередном собрании уполномоченных г. Пржевальска было принято решение об ассигновании на эти цели 13тыс. руб. с отводом от города квартиры для помещения прогимназии и 12 тыс. руб. ежегодно с введением платы за право обучения. 3 сентября 1911 г. приказом по Туркестанскому краю было разрешено открыть в г. Пржевальске с начала 1911/12 учебного года женскую 4-х классную прогимназию с приготовительным классом с отнесением расходов на ее содержание на средства города. С открытием прогимназии было признано излишним существование 2-х классного женского приходского училища, а его здание передавалось прогимназии.
Открытие Пржевальской прогимназии состоялось 9 октября 1911 г. Прошения о поступлении в прогимназию подали 61 чел., в основном ученицы 2-х классного училища, из них приняты в подготовительный класс 20 девочек, в 1-й – 15 и во 2-й 17. Не выдержавшим экзамена в приеме было отказано. Прогимназия имела специальные средства от поступлений за право обучения в ней, на которые были приобретены облигации 5% займа 1908 г. 3-го выпуска, как не подлежавшие государственному налогу; часть была положена в государственную сберегательную кассу. Помещение прогимназии представляло собой двухэтажное здание из 10 комнат. В пяти комнатах были размещены классы, две отведены под квартиру начальницы, остальные были заняты канцелярией, где размещались также библиотека и учительская, еще две передние комнаты были отведены для преподавательниц и учениц. Прислуга помеща-лась на кухне. Отсутствовали отдельные помещения для библиотеки, естественно-исторического кабинета, рисовального класса, рукодельной комнаты, комнаты для врача, зала для преподавания гимнастики и танца, требуемых циркуляром Министерства народного просвещения от 11 декабря 1913 г.
Согласно ведомости об успехах учащихся Пржевальской прогимназии по классам и отделениям за 1914 год, число учащихся составило 81, из них были переведены в старшие классы и окончили курс 69 учениц. В 1915 г. в прогимназии обучались 92 ученицы, из которых переведены в старшие классы и окончили курс 80 девочек. С начала 1917 г. при прогимназии был открыт 5-й класс и образован Попечительский совет. Прогимназия оставалась единственным в городе средним учебным заведением. В 1917 г. Пржевальское городское общественное управление возбудило ходатайство о преобразовании прогимназии в 7-классную гимназию с содержанием старших классов за счет казны. I октября 1917 г. Городская дума Пржевальска вынесла решение об открытии в городе 4-х классного реального училища за счет средств города и частью добровольных пожертвований. Оно было поддержано Попечительским комитетом при Управлении учебными заведениями Туркестанского края, который вынес 10 ноября 1917 г. соответствующее постановление.
В 1909 г. в г. Пишпеке имелись следующие учебные заведения: городское 3-х классное училище со 160 учащимися, приходское мужское училище с 82 учащимися, женское приходское училище со 123 ученицами, русско-туземное училище с 59 учащимися, церковно-приходское с 72 учащимися, низшая сельскохозяйственная школа с 25 учащимися. В училищах при мусульманских мечетях было 379 учащихся, а всего учились 777 мальчиков и 243 девочки, Кроме того 15 мальчиков и девочек жителей Пишпека воспитывались в гимназиях Верного. Так же обучались 7 мальчиков из кыргызских семей Пишпекского уезда.
Воспитывать детей в Верном было крайне тяжело. Содержание одного ребенка стоило от 15 до 20 руб. в месяц, ради наживы детей эксплуатировали содержатели частных квартир. Нередки были случаи, когда, пробыв в одном и том же классе два года, дети исключались и возвращались домой к родителям. Прием детей в гимназии производился по конкурсу, преподавателей в Пишпеке, которые могли бы подготовить детей к поступлению почти не было, поэтому очень часто дети, пожелавшие поступить в гимназию, не выдержав экзамена, возвращались домой. В 1906-1909 гг.за три года было отказано в приеме 125 ученикам. Поэтому жители Пишпека, желавшие дать своим детям образование в среднем учебном заведении, подняли в 1908 г. перед администрацией вопрос об открытии такого заведения в Пишпеке. Это ходатайство было поддержано кыргызами Пишпекского уезда. На состоявшемся в феврале 1909 г. собрании кыргызское общество признало необходимым учреждение в Пишпеке среднего учебного заведения и постановило: составить приговора о сборе для этого единовременно по 3 руб. с каждой кибитки. Всего в Пишпекском уезде насчитывалось 30 524 кибитки, следовательно, было предложено собрать 91 572 руб.
Приказом учебного ведомства Туркестанского края № 127 от 21 июля 1912 г. в г. Пишпеке, согласно разрешения Министерства народного просвещения, была открыта мужская гимназия в составе приготовительного и первых двух классов с содержанием расходов за счет казны. Однако еще и в 1916 г., как это явствует из содержания одного из документов, хотя со стороны кочевого населения Пишпекского уезда и были пожертвованы на постройку и открытие гимназии и на ее содержание уплачивалось ежегодного 60 копеек с юрты, дети кыргызского происхождения в гимназию не принимались, не был открыт и пансион. В прошении на имя туркестанского генерал-губернатора в октябре 1916 г. кыргызы Канаевекой, Кунтуевской и Байтыковекой волостей Пишпекского уезда просили о приеме их детей до 12 лет в приготовительный и первый классы, чтобы при гимназии был открыт младший приготовительный класс, а также введена должность муллы-вероучителя. В 1917 г. в Пишпекской гимназии обучались 14 учеников из местного населения.
Протоколом заседания Попечительского комитета от 10 августа 1912 г. гражданке Воронкевич было разрешено открыть в г.Пишпеке частное учебное заведение Ш разряда для девочек по программе низших классов женских гимназий. В заведении Воронкевич обучались 85 девочек, занятия проводись соответственно правил и программ женских 4-х классных прогимназий, преподавались французский и немецкий языки. В 4-м классе обучались 16 девочек. В 1915 г. Воронкевич ходатайствовала о предоставлении ее учебному заведению прав женской прогимназии. Ходатайство это было поддержано городским хозяйственным управлением, выразившем готовность выделить необходимые средства. Необходимость преобразования, как об этом писал в своем отношении на имя Главного инспектора училищ Туркестанского края инспектор народных училищ 2-го района Семиреченской области 14 декабря 1915 г., диктовалась желанием "местного общества", так как тогда "число учащихся значительно увеличится, родные перестанут из Пишпека посылать в Верненскую гимназию в младшие классы своих детей, да и из других мест могут поступать ученицы, что даст этому учебному заведению возможность увеличить свои средства и обновить штат...".
29 февраля 1916 г. Департамент народного просвещения Министерства народного просвещения разрешил присвоить заведению Воронкевич наименование "частная женская прогимназия" с соблюдением следующих правил: "I) чтобы учебные курсы во всех классах были не ниже программы тех же классов прогимназий по Положению 1870 г.; 2) чтобы число учениц в каждом классе не превышало сорока; 3) чтобы надзор за состоянием учебно-воспитательной части был поручен особому лицу по усмотрению Управления учебными заведениями 4) чтобы испытания были производимыми при участии и под надзором депутатов от учебного ведомства".
В 1917 г. ввиду сложного материального положения и крайней дороговизны предметов первой необходимости Воронкевич предложила городу принять ее прогимназию в свое ведение. На основании заключенного с Воронкевич контракта городское управление согласилось на это предложение. Средства на содержание прогимназии должны были покрываться за счет городского бюджета и частью платы за право обучения. Предполагалось также прибавлять по одному классу до полного состава гимназии.
Таким образом, в системе народного образования в Кыргызстане существовали во 2-й пол. Х1Х – нач. XX вв. несколько типов общеобразовательных учреждений: гражданские уездные, городские и приходские начальные школы (училища) – одноклассные, 2-х, 3-х и 4-х классные, мужские и женские; церковно-приходские школы, станичные сельские школы, правительственные и частные мужские и женские, прогимназии и гимназии, реальные училища и сельскохозяйственные школы. В них обучались, преимущественно, дети зажиточных слоев населения, хотя официально в них могли поступать дети всех званий и сословий. Для детей коренного населения создавались пансионы при русских учебных заведениях, русско-туземные школы, а по инициативе местной интеллигенции новометодные школы. Основной формой обучения местных детей оставались традиционные мусульманские мактабы. Возросло количество высших мусульманских учебных заведений – медресе. Школы находились как в крупных поселках и городах, так и в местах кочевок коренного населения.



Образование в годы Советской власти

В первые годы Советской власти была продела огромная работа по ликвидации безграмотности. В 1919 в Кыргызстане открылись общеобразовательные первоначальные курсы для взрослых. Спец. декретом было введено обязательное обучение письму и чтению граждан от 18 до 40 лет. Были организованы вечерние курсы по ликвидации безграмотности в Бишкеке, Токмоке и др. городах и сёлах. В конце 1924 был создан Академический центр, на базе которого была образована Кара-Кыргызская научная комиссия. Эта комиссия на основе национального языка, проделала соответствующую работу по разработке алфавита, развитию норм литературного языка и составлению терминологии по отраслям наук. После национального государственного деления в Средней Азии школы Кыргызстана стали интенсивно развиваться. В целях дальнейшего улучшения образования был рассмотрен вопрос о введении латинского алфавита вместо арабской графики, который в 1928— 29 стал широко применяться во всех кыргызских школах. В 1940 этот алфавит был заменён русской графикой. В 1930—50 в школах Кыргызстана окончили: 4 класса — 496123 учащихся (из них 233532 кыргыза); 7 классов — 170330 учащихся (из них 70142 кыргыза); 10 классов — 24341 учащихся (из них 8890 кыргызов). В последующие годы была успешно осуществлена программа всеобщего среднего образования. В 1975 восемь классов окончили 86,6% учащихся, которые продолжили среднее образование дальше. В 1979 эта цифра составила 98,6%. В 1981-82 учебном году в 1734 школах республики всех типов обучалось 909,6 тыс. учащихся. В годы Советской власти кол-во школ увеличилось в 15 раз, учащихся в 114 раз, а кол-во учителей в 230 раз, которые основали самый крупный слой интеллигенции республики. В советский период в республике сформировалось и получило развитие и профессиональное образование.
25 октября 1925 в Бишкеке открылось учебное заведение нового типа — Институт народного просвещения, преобразованный затем в Педагогический техникум. Это заведение окончили многие выдающиеся творческие личности, руководители и служащие советских органов. В 1928—29 был открыт педагогический рабочий факультет. В 1932 было организовано первое высшее учебное заведение — Кыргызский государственный педагогический институт. В 1933 -эй открыт Кыргызский зооветеринарный институт, который позже был преобразован в Сельскохозяйственный институт имени К.И.Скрябина. В сентябре 1939 был основан Кыргызский государственный медицинский институт. В 1935 в Бишкеке, в 1939 в Оше, в 1940 в Караколе были открыты педагогические институты. С 1950 увеличилось кол-во высших и специальных средних учебных заведений.
В начале 1951—52 учебного года открытие Кыргызского государственного университета имело огромное общественное и культурное значение в жизни республики. Затем были открыты Ошский педагогический институт (1951), Кыргызский женский педагогический институт (1952), Педагогический институт в Караколе (1953), Фрунзенский политехнический институт (1954), Институт физкульутры и спорта (1955), Кыргызский государственный институт искусств (1967), Фрунзенский педагогический институт русского языка и литературы (1979). Были открыты специальные средние учебные заведения, например, Майлуу-Сайский электромеханический техникум, Ошский техникум строительства и торговли, Ошский, Караколский, Нарынский, Бишкекский музыкальный педагогический техникум и др.
В начале 80-х годов в 10 высших учебных заведениях Кыргызстана обучалось свыше 55 тыс. студентов и свыше 40 тыс. в специальных средних учебных заведениях.
В советский период в сфере образования наряду с большими достижениями были допущены существенные ошибки. Не использовались лучшие достижения, передовой опыт и методы, накопленные в образовательной системе развитых стран. Образовательная система была урегулирована и применение различных способов обучения не допускалось. Такое положение умерило энтузиазм многих талантливых учителей и лучших деятелей системы образования, игнорировало их инициативу. Все предметы были подчинены партийному принципу и были под большим влиянием коммунистической идеологии. Не уделялось внимание национальным особенностям просвещения. В высших, специальных средних и профессионально-технических учебных заведениях все предметы велись только на русском языке. В столице Советского Кыргызстана — Фрунзе, в др. городах — Оше, Жалал-Абаде, Токмоке, Узгене, Кара-Балте почти не было школ и детских садов с кыргызским языком обучения. Таким образом сложилась негативная ситуация для кыргызов, проживающих во многих городах, посёлках, которые стали забывать родной язык и национальные традиции.