История образования Кыргызстана

От истоков образования...

С давних пор традиции народной педагогики кыргызов считались сформированными воспитательной системой. Способы воспитания детей, обучение мастерству были основаны издревле. В 7 —12 веках кыргызское государство на Енисее имело свою письменность. Этот кыргызский алфавит (в целом он входил в Орхоно-Енисейскую руническую письменность) состоял из 39 букв и они были высечены на различных предметах (камне, железе, коже, дереве, керамической посуде, монетах и др.). Но на территории современного Кыргызстана, начиная со средних веков применялись различные виды письменности. Среди них самой распространённой была согдийская письменность. Позже была использована уйгурская письменность; чагатайская литературная письменность, общая для казахской, кыргызской, узбекской, уйгурской письменности, а рабский алфавит и др. Использование разных письменностей кыргызским народом способствовало формированию культуры и её развитию . В тоже время в образовании и воспитании важную роль сыграла народная педагогика, имеющая дидактическое и философское содержание и являющаяся органической частью устного народного творчества, которое получило развитие у кыргызского народа. В середине 10 века каганат Караханидов принял исламскую веру. В то время на территории Кыргызстана использовался арабский алфавит и местное население, ознакомившись с передовой культурой Востока, устремилось к знанию. Положения исламской религии призывали людей к образованию. Они принесли с собой установившиеся научные понятия. Открывались специальные медресе, школы, росло число грамотных людей.
В конце 10 и начале 11 века Баласагун и Кашгар превратились в города с многогранной культурой и в научно-образовательные центры. Уроженец города Баласагун Жусуп Баласагуни создал на тюркском языке дастан «Кутадгу билиг» — кут берч? билим». Он был признан знатоком географии, истории, философии, астрономии, математики, медицины. Как видно из содержания дастана, в ту эпоху, когда жил Жусуп, большое значение в обществе придавалось образованию людей.
В средние века в развитие науки и образования большой вклад внёс известный учёный Махмуд ибн Хусейин Кашгари (Барскани). Он родился около 1029—1038 в городе Барскан на юж. берегу Иссык-Куля. Махмуд Кашгари получил образование в Багдаде, Бухаре. Из написанных двух произведений, в одном дошедшем до нас «Китаб диван лугат ат-турк» («Словарь тюркских наречий») приводятся сведения о языках тюркских народностей, об их устном народном творчестве, составе племён, др. исторические, географические сведения характерные для эпохи каганата Караханидов. В 13 веке после монгольского нашествия кыргызы и оседлое тюркское население Кыргызстана потерпели невосполнимые потери. Они сопровождались общим уничтожением культуры и резким спадом науки и образования. В 14—18 веках междоусобицы, войны с колонизаторами, нестабильная политическая ситуация, раздробленность ухудшили общее положение, в т. ч. нанесли большой ущерб культуре. Несмотря на это, на территории Кыргызстана в этих тяжёлых условиях такими образованными людьми, как Сайф ад-Дин Аксыкенти продолжали создаваться произведения. В начале 16 века он написал на яз. фарси своё произведение «Мадж му ат-таварих» («Сборник по истории»), где есть данные о племенах кыргызов и кыпчаков, проживающих в Фергане и Тенир-Тоо. Включены и прозаические отрывки из эпоса «Манас».
Во второй половине 18 и первой половине 19 века Кыргызстан вступает на новую ступень развития. В 50-е годы 18 века было разгромлено Жунгарское ханство, кыргызы почти на целое столетие были освобождены от бесконечных нападений калмыков. В начале 19 века в Кыргызстане в области образования намечаются едва заметные положительные сдвиги. В крепостях Кокандского ханства, расположенных на территории Кыргызстана, представители исламской религии начали обучение детей-подростков местного населения в медресе и мечетях, тем самым внесли свой вклад в увеличение числа грамотных людей. В 70-е годы 19 века на территории Оша было около 150 мечетей, 6 медресе, наряду с которыми существовал известный медресе алайского манапа Алымбека-датки.

Образование в период присоединения кыргызов к Российской империи

После присоединения Кыргызстана в состав Российской империи во 2-й половине XIX в. колониальная администрация обращает внимание на создание "образовательных" учреждений, дабы "воспитать" из детей коренных народов "полезных для местного общества граждан, достойных сынов общего для нашего Отечества, России". С другой стороны, устройство народного образования в крае представлялось делом "тем более необходимым и безотлагательным, что в общеобразовательных учреждениях суще-ственно нуждалось и русское население края, лишенное, вследствие отдаленности Туркестанского края от учебно-образовательных центров империи, возможности давать своим детям даже начальное образование"
Начиная с 1870-х годов, для детей русскоязычного населения открываются партикулярные (гражданские) и церковные начальные учебные заведения. Первая приходская начальная школа или училище, как тогда называли школы, была открыта в г.Токмаке 9 февраля 1870 г. Согласно сведениям о токмакской школе за 1874 г., школа была правительственной. Плата за обучение учеников не взималась. Дом для помещения школы нанимался. Школа была одноклассной, рассчитанной на два отделения (младшее – 24 ученика и старшее – 13 учеников, только мальчиков). Детей обучал один учитель: русскому языку, чистописанию, чтению, краткой истории русского государства и описанию частей света, еще один – законоучитель закону Божьему. Учитель был назначен на должность 12 ноября 1874 г. Окончивший уездное училище в г.Троицком Оренбургской губернии, имел аттестат об окончании училища, пользовался казенной квартирой при школе. Законоучителем был священник местной церкви. Жалованье у обоих составляло по 120 руб. в год. Объем курса был трехгодичным, каникулы продолжались с I июня по 1 октября. Учебные пособия выдавались ученикам бесплатно. На их приобретение предусматривалась специальная статья в бюджете школы.
Каракольская русская школа была открыта I октября 1874 г. Здание школы состояло из двух обширных комнат для классных занятий, одной небольшой для библиотеки и прихожей. Школа состояла из одного класса. В ней обучались 33 мальчика и 3 девочки. Обучение было бесплатным. Один учитель преподавал чтение, арифметику, письмо, русский язык, русскую историю, славянское чтение. Уроки начинались с 8 часов утра и продолжались до I часу дня. Число уроков в неделю: по чтению – 6, арифметике – 5, письму – 5, русскому языку – 3, русской истории – I, славянскому чтению – 2, Закону Божьему – 3. В конце мая проводились экзамены.
В 1879 г. в г.Каракол (Пржевальск) было открыто женское приходское одноклассное училище. Под помещение школы по разрешению туркестанского генерал-губернатора был приобретен дом с землею у майора Зотова, дом был куплен на средства, пожертвованными самими жителями на народное образование. В 1879 г открывается русская начальная школа в Пишпеке, в 1880 г. – в Беловодске, в 1882 – в селениях Карабалты и Сокулук, в 1888 – в Дмитриевке (г.Талас), двухклассные мужское и женское приходские училища в г.Оше.
Известные акыны 19 века были самыми образованными людьми своего времени. Калыгул, Арстанбек, Молдо Кылыч, Нурмолдо, Молдо Нияз, Женижок, Токтогул, Тоголок Молдо и др. в своих назиданиях и поучительных стихах прославляли знание и призывали людей к учёбе. Поэтому есть полное основание называть их видными мыслителями и просветителями кыргызского народа. К тому же Нурмолдо, Молдо Кылыч, Молдо Нияз, Женижок, Тоголок Молдо, получив образование по-мусульмански, являлись поэтами-письменниками. После присоединения Кыргызстана к царской России (1855—1876) произошли важные общественные изменения, в т. ч. наметился существенный прогресс и в образовании. С приходом русского населения для обучения детей русских и украинских переселенцев стали создаваться начальные школы различных типов.
В 1913 г. при копях Среднеазиатского акционерного каменноугольного общества "Кизил-Кия" было открыто одноклассное трехлетнее начальное приходское министерское училище с количеством учащихся 21 мальчиков и 28 девочек. Училище полностью содержалось на средства Общества. Сюда входили оплата заведующего школой, помещения, классного инвентаря и учебных пособий.
Начиная с 1876 г. было признано "полезным" преподавание в русских школах киргизского языка на основе введения русской транскрипции. Это видно из резолюции, наложенной туркестанским генерал-губернатором К.П.Кауфманом на докладе Главного инспектора училищ Туркестанского края А.Л.Куна от 13 января 1876 г. В то же время запрещалось преподавание ислама.
С открытием станичных сельских и городских приходских школ в них стали поступать и дети кыргызов. С каждым годом количество желающих получить образование возрастало. Впоследствии в г.Верном (Алматы) была открыта так называемая киргизская центральная школа, которая готовила кыргызских и казахских мальчиков к поступлению в прогимназию.
Наряду с этим в 1870-е годы создаются так называемая "киргизские", а начиная с 1886 г. "русско-туземные" школы, в которых помимо традиционных мусульманских дисциплин изучались русский язык, литература, начало светской культуры.
I октября 1875 г. в г. Каракол была открыта так называемая "киргизская" или "азиатская" школа, типа подготовительного пансиона для последующего поступления детей местного населения в русские школы. В 1877 г. пансион был преобразован в киргизскую ученическую квартиру при Каракольском училище.
В школе первоначально обучались всего 10 мальчиков, из которых 9 были киргизами и I калмык. Из персонала имелись надзиратель, мулла и сторож. В расходы входили оплата персонала, наем помещения, оплата питания, одежды и обуви, учебных пособий, соблюдение чистоты. В 1877 году эти расходы составили сумму 1250 руб. Расходы были утверждены журналом общего Присутствия Семиреченского областного правления. Средства на содержание школы собирались с 9 волостей Семиреченской области. Согласно общественных приговоров 15 волостей, кибиточный сбор по 15 коп. с каждой юрты и давал ежегодно на школу 1840 руб. Кроме того, кыргызы добровольно пожертвовали на школу 2000 руб.
Предметы занятий учеников были весьма несложными. Их обучали чтению и письму на родном и "главное" русском языках. Кыргызскому их обучал "надежный" "вольнонаемный мулла" "под надзором надзирателя школы", знающий русский и кыргызский языки.
Ученики ежедневно посещали русскую начальную школу, где их обучали русскому языку. Все 10 мальчиков жили при школе и получали полное содержание пищей и одеждой. Возраст учеников для поступления в школу был определен не моложе 9 лет и не старше 12-ти лет, "здорового телосложения". Их присылали волости к 1 октября. На обучение отводилось ежедневно 4 часа, в среду и субботу по 3 часа. Урок продолжался I час, после чего полагался 15-минутный перерыв. Ученикам, добившимся успехов и изучающих русский язык, предоставлялся месячный отпуск для свидания с родственниками. Учеба продолжалась весь год, за исключением воскресных и праздничных дней и летних каникул, которые начинались I июня и продолжались до 1 октября. В свободное время учащиеся могли заниматься, сельскохозяйственными работами и ремеслами. После окончания учебы в году назначался день "для акта", на который приглашались родители и родственники учеников и местное начальство.
Начиная с 1880-х годов, в Туркестанском крае начинают создаваться так называемая "русско-туземные" школы. Первая русско-туземная школа в Кыргызстане была открыта для дунганских детей неофициально, еще в октябре 1884 г. в Каракунузском поселении (недалеко от г.Токмака). В 1894 открывается вторая дунганская русско-туземная школа в селении Мариинском (близ г.Пржевальска). В 1888 г. русско-туземная школа была организована в г. Оше. (в 1313 г. в ней обучались 38 учеников ), в 1897 г. – в г.Токмаке, в 1898 г. в селении Николаевском (Панфиловском). В 1899 г. в Пишпекском уезде функционировали три русско-туземные школы – Сокулукская, Тынаевская и Джумгальская. В 1900 г. была открыта русско-туземная школа в урочище Кетмен-Тюбе. В 1911 г. в городах Пржевальске и Токмаке открываются женские русско-туземные школы. К 1917 г. на территории современного Кыргызстана действовали 17 русско-туземных школ и два интерната при Пишпекском и Пржевальском городских училищах, в которых обучались около 800 человек.
С 1887 г. при Ошской русско-туземной школе действовали вечерние курсы для обучения русскому языку взрослых, а в 1913 на курсах обучались 18 человек. В конце 1910 г. такие вечерние курсы были открыты при Пржевальской русско-туземной школе, здесь обучались 90 человек, в т.ч. 25 кыргызов.
Начиная с 1905 г. при русско-туземных школах открываются интернаты. В русско-туземных школах обучались дети разных национальностей, в т.ч. и русские. Такой интернат, т.е. пансион для поступления в училище кыргызских мальчиков, не знакомых с русским языком, был открыт при Пишпекском городском училище. Решение о строительстве здания интерната на 150 мест было принято в 1901 г. на созванном чрезвычайном сьезде, на который съехались кыргызы из 26 волостей Пишпекского уезда.
По содержанию программы русско-туземные школы относились к низшему типу русских начальных школ, они были одноклассники, с трехлетним сроком обучения и двухклассными с пятилетним сроком обучения. В некоторых имелись подготовительные отделения. Двухклассными были Токмакская, Пишпекская, Пржевальская и Ошская русско-туземные школы. В русско-туземных школах обучали русскому языку, арифметике, истории, географии, естествознанию. Открывая русско-туземные школы царские власти стремились "ограничить преподавание сообщением основных начал русской грамотности, т.е. приучить к правильному чтению, письму и счету в пределах, строго необходимых для элементарных потребностей инородческого быта. Как писал академик В.В.Бартольд, а русско-туземных школах "твердо проводился принцип, по которому занятия в русском классе должны были вестись исключительно на русском языке, и только при помощи русского языка детьми должны приобщаться "необходимые знания и развитие". В "туземных" классах дети заучивали наизусть арабские канонические тексты и основы мусульманского вероисповедания.
Начиная со 2-й половины XIX в., в крае появились новометодные школы. Их особенность заключалась в отказе от старой системы образования, основанной на чтении и изучении наизусть Корана, звуковом методе обучения, обустройстве класса мебелью (парты, доска, стол для учителя) и наглядными пособиями (географические карты и др.), размерам и качеству помещении, которые хотя и лучше старометодных мактабов, однако "далеко не удовлетворяют основных требований школьной гигиены по количеству воздуха и света". Ученики уже пользовались учебниками.
В школах обучали чтению, пересказу прочитанного, заучиванию стихов, счету и решению легких задач, истории религии, всеобщей истории, общей географии и отдельно географии России, элементарной минералогии (учению о камнях, земле, рудах, металлах), геометрии (куб, линия, углы, круг, измерение, параллельные линии, треугольник, измерение площадей). В предмет родного языка входили азбука, грамматика, правописание, диктовка и изложение. Обучение арифметике осуществлялось на основе сборника задач, заимствованных из русских учебников. В книгах для чтения помещались лишь рассказы для детей. Одним из предметов было изучение истории ислама, правил шариата. Однако муллы в школах не преподавали, обучение вели светские лица. Обязательным было знание учениками молитвы за царя, которую они должны были петь или читать речитативом, а также имен царствующих особ. Незнание ставилось учителям на вид. Обучение детей во всех новометодных школах продолжалось 2-3 года. Все новометодные школы ежегодно инспектировались, многие из них закрывались по причинам того, что «учителями в них были татары» педагогическая деятельность которых в крае запрещалась.
Согласно рапорта инспектора народных училищ 2-го района Семиреченской области Главному инспектору училищ Туркестанского края от 28 октября 1911 г. в Пржевальском, Пишпекском и Токмакской уездах имелось 6 новометодных мактабой, из них три находились в Пржевальске ("сартовский, дунганский и татарский"), один в Пишпеке, один в Токмаке и один в Джаркенте.
Новометодная школа при мечети в г.Каракол (г.Пржевальск) была открыта еще в 1868 г. (изучаемые предметы: 1. мусульманская грамотность, 2. вероучение, 5. история, 4. география, 5. арифметика). Всего имелись четыре отделения и подготовительный класс. В школе были 5 учителя, 129 учеников, из них 28 кыргызов.
Новометодная двухклассная школа при мечети в г.Пишпеке была открыта в 1902 г. В ней преподавались: 1. мусульманская грамотность. 2. арифметика. 3. вероучение. 4. география. 5. история ислама. 6. геометрия. 7. священная история. 8. естествоведения. 9. арабский язык и русский язык. Преподавание велось на основе официально разрешенных учебников. Учителя были людьми разных национальностей, окончившие курсы в Казани, Уфе, Токмаке в школах и медресе.
В 1910 г. в Пишпеке была открыта вторая мужская новометодная школа, в которой обучались 60 мальчиков. Школа содержалась на пожертвования прихожан и на средства городского общественного управления. Помимо мужских в Пишпеке создается женская новометодная школа, в которой обучались 70 девочек, из них 20 кыргызской национальности. В 1917 г. в школе обучались 180 девочек. Обучение велось по той же программе, что и в мужской школе, с дополнительным предметом – рукоделие. В новометодной школе в г.Джаркенте было 55 учеников, которым 2 учителя преподавали элементарный курс наук, в т.ч. русский язык.
Новометодная школа "Экбаль ("Прогресс") при мечети в селении Большой Токмак была открыта в начале XX в. Ученики школы обучались русскому языку в местной русско-туземной школе и попечители медресе считали это законным основанием для существования школы. Срок обучения был рассчитан на 4 года, учащиеся были распределены по трем классам. 1 и 2 классы были одногодичными и 3-й двухгодичным. Всего в школе обучались 110 человек, из них 13 кыргызской национальности. 4 учителя преподавали следующие предметы: 1. мусульманская грамотность. 2. арифметика. 3. вероучение. 4. география. 5. история ислама. 6. анатомия. 7. арабский язык. 8. начальное обучение. 9. чистописание.
Школа "Экбаль", которую называли еще Медресе, была самой крупной в Кыргызстане в начале XX в. Выпускники школы нередко сами становились учителями, некоторые продолжали обучение в медресе Урала и Казани. Новометодные школы были открыты также в Чон-Кемине (1909 г.), Кочкоре (1912 г.), Куртке (1914 г.), Джумгале (1911 г.) и др.
Основной формой обучения детей коренного населения были мусульманские начальные школы мактаби, число которых во много раз превышало количество русско-туземных и новометодных школ. По состоянию на 8 июня 1876 г. в Иссыккульском уезде Семиреченской области с центром в г.Каракол имелось 12 частных мусульманских школ, из них 9 кыргызских и 5 калмыцких. Школы находись в местах кочевок местного населения. Всего в них обучался 131 мальчик. Учителями были кыргызские письмоводители волостных управителей. Школы содержались за счет обучающихся, родители которых платили учителям за обучение, дети приезжали из соседних аулов.
Количество мактабов с годами только увеличивалось. Так, в Ошском уезде в 1883 г. был 41 мактаб с 391 учащимся. В 1908 г. мактабов по Ошскому уезду насчитывалось 172, в т.ч. 141 мужских и 31 женских. В 1910 г. здесь уже было 183 мактаба и 6 медресе, в которых обучались 2 686 человек. В 1914 г. насчитывалось 229 мактабов с числом учащихся 3 170, в т.ч. 33 женских и 511 учениц. В мактабах изучали арабский алфавит, учились читать и заучивать наизусть отдельные отрывки, из религиозных книг, обучались поведенческим правилам и строгому соблюдению норм шариата.
Одной из особенностей периода явился значительный рост высших мусульманских учебных заведений – медресе. Если в 1897 г. во всем Кыргыстане насчитывалось только 7 медресе, то к 1914 в одном только Ошском уезде их уже было 88. Они выпускали муфтиев, казы, преподавателей тех же медресе, учителей школ и др. На основании правил об инородческих училищах, учрежденных 30 марта 1906 г., учреждать медресе разрешалось лишь при условии открытия в ней классов русского языка. Однако вскоре телеграфным распоряжением товарища министра народного просвещения введение в Турекестанском крае этих правил было приостановлено.
К началу 1910 г. в г. Пржевальске имелись: 4-х классная мужская (единственная в области), 2-х классная женская, 2 одноклассных мужские приходские, одна женская, однаклассная приходская и одна мужская русско-туземные школы. На долю образования город тратил до 25% своего бюджета (в 1910 г. доходная часть городского бюджета составляла до 50 тысяч рублей, из которых расходы на образование составляли 12 215 руб.). С 1895 г., со времени введения городского самоуправления город, потратил только на покупку земельный участков и строительство школьных зданий 43792 руб. 41 коп.
22 февраля 1910 г собрание уполномоченных г.Пржевальска своим остановлением возбудило ходатайство передвоенным губернатором Семиреченской области об открытии в г. Пржевальске четырехклассной женской прогимназии. 4 марта 1910 г. на очередном собрании уполномоченных г. Пржевальска было принято решение об ассигновании на эти цели 13тыс. руб. с отводом от города квартиры для помещения прогимназии и 12 тыс. руб. ежегодно с введением платы за право обучения. 3 сентября 1911 г. приказом по Туркестанскому краю было разрешено открыть в г. Пржевальске с начала 1911/12 учебного года женскую 4-х классную прогимназию с приготовительным классом с отнесением расходов на ее содержание на средства города. С открытием прогимназии было признано излишним существование 2-х классного женского приходского училища, а его здание передавалось прогимназии.
Открытие Пржевальской прогимназии состоялось 9 октября 1911 г. Прошения о поступлении в прогимназию подали 61 чел., в основном ученицы 2-х классного училища, из них приняты в подготовительный класс 20 девочек, в 1-й – 15 и во 2-й 17. Не выдержавшим экзамена в приеме было отказано. Прогимназия имела специальные средства от поступлений за право обучения в ней, на которые были приобретены облигации 5% займа 1908 г. 3-го выпуска, как не подлежавшие государственному налогу; часть была положена в государственную сберегательную кассу. Помещение прогимназии представляло собой двухэтажное здание из 10 комнат. В пяти комнатах были размещены классы, две отведены под квартиру начальницы, остальные были заняты канцелярией, где размещались также библиотека и учительская, еще две передние комнаты были отведены для преподавательниц и учениц. Прислуга помеща-лась на кухне. Отсутствовали отдельные помещения для библиотеки, естественно-исторического кабинета, рисовального класса, рукодельной комнаты, комнаты для врача, зала для преподавания гимнастики и танца, требуемых циркуляром Министерства народного просвещения от 11 декабря 1913 г.
Согласно ведомости об успехах учащихся Пржевальской прогимназии по классам и отделениям за 1914 год, число учащихся составило 81, из них были переведены в старшие классы и окончили курс 69 учениц. В 1915 г. в прогимназии обучались 92 ученицы, из которых переведены в старшие классы и окончили курс 80 девочек. С начала 1917 г. при прогимназии был открыт 5-й класс и образован Попечительский совет. Прогимназия оставалась единственным в городе средним учебным заведением. В 1917 г. Пржевальское городское общественное управление возбудило ходатайство о преобразовании прогимназии в 7-классную гимназию с содержанием старших классов за счет казны. I октября 1917 г. Городская дума Пржевальска вынесла решение об открытии в городе 4-х классного реального училища за счет средств города и частью добровольных пожертвований. Оно было поддержано Попечительским комитетом при Управлении учебными заведениями Туркестанского края, который вынес 10 ноября 1917 г. соответствующее постановление.
В 1909 г. в г. Пишпеке имелись следующие учебные заведения: городское 3-х классное училище со 160 учащимися, приходское мужское училище с 82 учащимися, женское приходское училище со 123 ученицами, русско-туземное училище с 59 учащимися, церковно-приходское с 72 учащимися, низшая сельскохозяйственная школа с 25 учащимися. В училищах при мусульманских мечетях было 379 учащихся, а всего учились 777 мальчиков и 243 девочки, Кроме того 15 мальчиков и девочек жителей Пишпека воспитывались в гимназиях Верного. Так же обучались 7 мальчиков из кыргызских семей Пишпекского уезда.
Воспитывать детей в Верном было крайне тяжело. Содержание одного ребенка стоило от 15 до 20 руб. в месяц, ради наживы детей эксплуатировали содержатели частных квартир. Нередки были случаи, когда, пробыв в одном и том же классе два года, дети исключались и возвращались домой к родителям. Прием детей в гимназии производился по конкурсу, преподавателей в Пишпеке, которые могли бы подготовить детей к поступлению почти не было, поэтому очень часто дети, пожелавшие поступить в гимназию, не выдержав экзамена, возвращались домой. В 1906-1909 гг.за три года было отказано в приеме 125 ученикам. Поэтому жители Пишпека, желавшие дать своим детям образование в среднем учебном заведении, подняли в 1908 г. перед администрацией вопрос об открытии такого заведения в Пишпеке. Это ходатайство было поддержано кыргызами Пишпекского уезда. На состоявшемся в феврале 1909 г. собрании кыргызское общество признало необходимым учреждение в Пишпеке среднего учебного заведения и постановило: составить приговора о сборе для этого единовременно по 3 руб. с каждой кибитки. Всего в Пишпекском уезде насчитывалось 30 524 кибитки, следовательно, было предложено собрать 91 572 руб.
Приказом учебного ведомства Туркестанского края № 127 от 21 июля 1912 г. в г. Пишпеке, согласно разрешения Министерства народного просвещения, была открыта мужская гимназия в составе приготовительного и первых двух классов с содержанием расходов за счет казны. Однако еще и в 1916 г., как это явствует из содержания одного из документов, хотя со стороны кочевого населения Пишпекского уезда и были пожертвованы на постройку и открытие гимназии и на ее содержание уплачивалось ежегодного 60 копеек с юрты, дети кыргызского происхождения в гимназию не принимались, не был открыт и пансион. В прошении на имя туркестанского генерал-губернатора в октябре 1916 г. кыргызы Канаевекой, Кунтуевской и Байтыковекой волостей Пишпекского уезда просили о приеме их детей до 12 лет в приготовительный и первый классы, чтобы при гимназии был открыт младший приготовительный класс, а также введена должность муллы-вероучителя. В 1917 г. в Пишпекской гимназии обучались 14 учеников из местного населения.
Протоколом заседания Попечительского комитета от 10 августа 1912 г. гражданке Воронкевич было разрешено открыть в г.Пишпеке частное учебное заведение Ш разряда для девочек по программе низших классов женских гимназий. В заведении Воронкевич обучались 85 девочек, занятия проводись соответственно правил и программ женских 4-х классных прогимназий, преподавались французский и немецкий языки. В 4-м классе обучались 16 девочек. В 1915 г. Воронкевич ходатайствовала о предоставлении ее учебному заведению прав женской прогимназии. Ходатайство это было поддержано городским хозяйственным управлением, выразившем готовность выделить необходимые средства. Необходимость преобразования, как об этом писал в своем отношении на имя Главного инспектора училищ Туркестанского края инспектор народных училищ 2-го района Семиреченской области 14 декабря 1915 г., диктовалась желанием "местного общества", так как тогда "число учащихся значительно увеличится, родные перестанут из Пишпека посылать в Верненскую гимназию в младшие классы своих детей, да и из других мест могут поступать ученицы, что даст этому учебному заведению возможность увеличить свои средства и обновить штат...".
29 февраля 1916 г. Департамент народного просвещения Министерства народного просвещения разрешил присвоить заведению Воронкевич наименование "частная женская прогимназия" с соблюдением следующих правил: "I) чтобы учебные курсы во всех классах были не ниже программы тех же классов прогимназий по Положению 1870 г.; 2) чтобы число учениц в каждом классе не превышало сорока; 3) чтобы надзор за состоянием учебно-воспитательной части был поручен особому лицу по усмотрению Управления учебными заведениями 4) чтобы испытания были производимыми при участии и под надзором депутатов от учебного ведомства".
В 1917 г. ввиду сложного материального положения и крайней дороговизны предметов первой необходимости Воронкевич предложила городу принять ее прогимназию в свое ведение. На основании заключенного с Воронкевич контракта городское управление согласилось на это предложение. Средства на содержание прогимназии должны были покрываться за счет городского бюджета и частью платы за право обучения. Предполагалось также прибавлять по одному классу до полного состава гимназии.
Таким образом, в системе народного образования в Кыргызстане существовали во 2-й пол. Х1Х – нач. XX вв. несколько типов общеобразовательных учреждений: гражданские уездные, городские и приходские начальные школы (училища) – одноклассные, 2-х, 3-х и 4-х классные, мужские и женские; церковно-приходские школы, станичные сельские школы, правительственные и частные мужские и женские, прогимназии и гимназии, реальные училища и сельскохозяйственные школы. В них обучались, преимущественно, дети зажиточных слоев населения, хотя официально в них могли поступать дети всех званий и сословий. Для детей коренного населения создавались пансионы при русских учебных заведениях, русско-туземные школы, а по инициативе местной интеллигенции новометодные школы. Основной формой обучения местных детей оставались традиционные мусульманские мактабы. Возросло количество высших мусульманских учебных заведений – медресе. Школы находились как в крупных поселках и городах, так и в местах кочевок коренного населения.



Образование в годы Советской власти

В первые годы Советской власти была продела огромная работа по ликвидации безграмотности. В 1919 в Кыргызстане открылись общеобразовательные первоначальные курсы для взрослых. Спец. декретом было введено обязательное обучение письму и чтению граждан от 18 до 40 лет. Были организованы вечерние курсы по ликвидации безграмотности в Бишкеке, Токмоке и др. городах и сёлах. В конце 1924 был создан Академический центр, на базе которого была образована Кара-Кыргызская научная комиссия. Эта комиссия на основе национального языка, проделала соответствующую работу по разработке алфавита, развитию норм литературного языка и составлению терминологии по отраслям наук. После национального государственного деления в Средней Азии школы Кыргызстана стали интенсивно развиваться. В целях дальнейшего улучшения образования был рассмотрен вопрос о введении латинского алфавита вместо арабской графики, который в 1928— 29 стал широко применяться во всех кыргызских школах. В 1940 этот алфавит был заменён русской графикой. В 1930—50 в школах Кыргызстана окончили: 4 класса — 496123 учащихся (из них 233532 кыргыза); 7 классов — 170330 учащихся (из них 70142 кыргыза); 10 классов — 24341 учащихся (из них 8890 кыргызов). В последующие годы была успешно осуществлена программа всеобщего среднего образования. В 1975 восемь классов окончили 86,6% учащихся, которые продолжили среднее образование дальше. В 1979 эта цифра составила 98,6%. В 1981-82 учебном году в 1734 школах республики всех типов обучалось 909,6 тыс. учащихся. В годы Советской власти кол-во школ увеличилось в 15 раз, учащихся в 114 раз, а кол-во учителей в 230 раз, которые основали самый крупный слой интеллигенции республики. В советский период в республике сформировалось и получило развитие и профессиональное образование.
25 октября 1925 в Бишкеке открылось учебное заведение нового типа — Институт народного просвещения, преобразованный затем в Педагогический техникум. Это заведение окончили многие выдающиеся творческие личности, руководители и служащие советских органов. В 1928—29 был открыт педагогический рабочий факультет. В 1932 было организовано первое высшее учебное заведение — Кыргызский государственный педагогический институт. В 1933 -эй открыт Кыргызский зооветеринарный институт, который позже был преобразован в Сельскохозяйственный институт имени К.И.Скрябина. В сентябре 1939 был основан Кыргызский государственный медицинский институт. В 1935 в Бишкеке, в 1939 в Оше, в 1940 в Караколе были открыты педагогические институты. С 1950 увеличилось кол-во высших и специальных средних учебных заведений.
В начале 1951—52 учебного года открытие Кыргызского государственного университета имело огромное общественное и культурное значение в жизни республики. Затем были открыты Ошский педагогический институт (1951), Кыргызский женский педагогический институт (1952), Педагогический институт в Караколе (1953), Фрунзенский политехнический институт (1954), Институт физкульутры и спорта (1955), Кыргызский государственный институт искусств (1967), Фрунзенский педагогический институт русского языка и литературы (1979). Были открыты специальные средние учебные заведения, например, Майлуу-Сайский электромеханический техникум, Ошский техникум строительства и торговли, Ошский, Караколский, Нарынский, Бишкекский музыкальный педагогический техникум и др.
В начале 80-х годов в 10 высших учебных заведениях Кыргызстана обучалось свыше 55 тыс. студентов и свыше 40 тыс. в специальных средних учебных заведениях.
В советский период в сфере образования наряду с большими достижениями были допущены существенные ошибки. Не использовались лучшие достижения, передовой опыт и методы, накопленные в образовательной системе развитых стран. Образовательная система была урегулирована и применение различных способов обучения не допускалось. Такое положение умерило энтузиазм многих талантливых учителей и лучших деятелей системы образования, игнорировало их инициативу. Все предметы были подчинены партийному принципу и были под большим влиянием коммунистической идеологии. Не уделялось внимание национальным особенностям просвещения. В высших, специальных средних и профессионально-технических учебных заведениях все предметы велись только на русском языке. В столице Советского Кыргызстана — Фрунзе, в др. городах — Оше, Жалал-Абаде, Токмоке, Узгене, Кара-Балте почти не было школ и детских садов с кыргызским языком обучения. Таким образом сложилась негативная ситуация для кыргызов, проживающих во многих городах, посёлках, которые стали забывать родной язык и национальные традиции.

Современное образование

В августе 1991, с обретением независимости Кыргызстана, в республике были проведены крупные реформы. Несмотря на переживаемые экономические трудности, многие преобразования в области образования и культуры, начали претворяться в жизнь. В настоящее время в системе образования на всех этапах проводится реформа. Основу этих преобразований составляют Закон Кыргызской Республики «Об образовании», Программа «Знание», Программа Президента Кыргызской Республики А.Акаева «Кадры 21 века», Программа «О доступности образования» («Жеткинчек»), а также др. официальные документы и концепции. Руководствуясь Законом «Об образовании», принятом в 1992 Жогорку Кенешем, в котором учтены все достижения практики системы образования развитых стран, в школах, профессионально-технических учебных заведениях, в специальных средних учебных заведениях начали готовить специалистов в соответствии с требованиями времени, применяя новейшие способы и методы обучения. С начала 1990 начали создаваться школы-гимназии с углубленным изучением отдельных предметов и профориентацией. На базе средней школы № 5 (с кыргызским языком обучения) и школы № 6 (с русским языком обучения) были созданы первые гимназии. В Кыргызстане начали функционировать многие лицеи, колледжи. В этом направлении большая помощь оказывается иностранными фирмами, предпринимателями и государственными учреждениями. В частности, большой вклад в развитие новой системы обучения внесли турецкие коллеги. Они организовали в Бишкеке, Оше, Жалал-Абаде, Нарыне разнопрофильные средне-образовательные лице