История военной авиации Киргизии

Военная авиация Киргизии берет начало с декабря 1941 года. В то трудное и тревожное для советского народа время на правительственном уровне было принято решение об эвакуации в глубокий тыл Одесской авиационной школы пилотов. Формирование этого военного учебного заведения началось еще до войны, в ноябре 40-го года на базе 21 авиационной дивизии в г. Одесса. И уже 23 февраля 1941 года эта школа начала боевую учебу. …

Великая Отечественная война только началась. По распоряжению Генштаба в июле 1941 года Одесскую школу пилотов в полном составе перебросили в Сталинград. На ее базе были сформированы два истребительных авиаполка. Летчики истребители Надеев, Есинов, Федюшев и многие другие воевали в Сталинградской битве. В это период они записали в свой актив 33 сбитых самолета противника.

С перебазированием школы пилотов во Фрунзе, на земле Киргизии и Казахстана началась учебно-летная подготовка курсантов. В течение января-апреля 1942 года была проделана огромная работа по подготовке материальной базы и созданию условий для нормальной работы училища. 3 января 1942 года произошло знаменательное событие – состоялся первый выпуск курсантов. Всего было выпущено 52 авиатора. Значителен вклад этого учебного заведения в копилку Победы. Военная школа пилотов подготовила около 1500 летчиков.

В августе 1945 года школа пилотов была переименована в Одесское военное училище летчиков истребительной авиации ПВО Красной Армии и до мая 1947 года готовила кадры для ПВО страны.

С июня 1947 года это военное училище получило новое название – Фрунзенское военное авиационное училище летчиков ВВС СССР. Не прошло и десяти лет как на вооружение стали поступать реактивные боевые самолеты. Это потребовало от летчиков нового уровня обучения, новых знаний и навыков.

Первую страницу эры реактивной авиации в училище открыли заместитель начальника по летной подготовке полковник Я.Микитченко и майор А.Лаптев, прошедшие переучивание на Миг-15 и допущенные к обучению летного состава училища. Впоследствии училище перешло к подготовке летчиков реактивных самолетов.

В 1954 году Фрунзенское летное училище окончил Андриян Николаев, ставший достойным продолжателем боевых традиций выпускников военных лет. Ему, как космонавту № 3, в числе первых посчастливилось штурмовать просторы Вселенной. За совершение длительных космических полетов в 1962 и 1970 годах на кораблях «Восток-3» и «Союз-9» он был удостоен звания Героя Советского Союза дважды.

Одним из первых в ВВС СССР это учебное заведение приступило к подготовке авиационных кадров для вооруженных сил развивающихся стран. 20 декабря 1956 года во Фрунзе прибыла первая группа иностранных военнослужащих в количестве 15 человек. Уже через два года училище полностью переквалифицировалось для обучения иностранных летчиков.

6 августа 1959 года Фрунзенское военное авиационное училище летчиков было реорганизовано в 5 Центральные курсы по подготовке и усовершенствованию авиационных кадров (5-е ЦК ПУАК).

18 августа 1959 года на территории Киргизии был развернут учебный авиационный полк, на базе которого и сформирована Военно-воздушная база Министерства обороны.

В период с 1957 по 1992 годы на этих курсах подготовлено 21 682 человека из 54 стран, по 110 авиационным специальностям, в том числе 5698 летчиков, 749 штурманов, 469 офицеров боевого управления, 165 стрелков-радистов, 8998 авиатехников и более 5000 других специалистов. Многие из выпускников училища стали впоследствии видными политическими деятелями и военачальниками. Среди них: Хафез Асад – президент Сирии, Ахмед Хулен – командующий ВВС Йемена, Жоао Бернардо – командующий ВВС Мозамбика, маршал авиации Дельбах Синг – командующий ВВС Индии, индийские летчики-космонавты Гуракча, Р.Шарма и многие другие, в том числе практически весь руководящий летный состав ВВС в Конго, Анголе, Мали, Зимбабве, Гвинеи, Гвинеи-Биссау, Вьетнаме, Лаосе, Монголии, Кубе …



В 1976 году 5-е ЦК ПУАК за заслуги перед Отечеством награждены орденом Красной Звезды. Деятельность летчиков-инструкторов, преподавателей, всего летно-технического состава по достоинству оценена многими государствами мира. Пример тому, - награждение училища в 1983 году орденом Социалистической Республики Вьетнам «За боевые заслуги» - 1 степени, в 1984 году орденом Германской Демократической Республики «За заслуги перед народом и Отечеством» в золоте, в 1995 году орденом Красной Звезды Венгерской Республики, в 1990 году орденом «Дружба» Республики Афганистан …

После провозглашения независимости, Кыргызстан в 1992 году приступил к созданию своих Вооруженных Сил. Под юрисдикцию были приняты все воинские части, в том числе и летные, расположенные на территории республики.

Личный состав военно-воздушной базы МО КР участвовал в ликвидации последствий землетрясения на Сусамыре, в эвакуации населения при наводнении в с. Сузак. За спасение мирных жителей медалью «Эрдик» были награждены вертолетчики полковники С.Азизов, Т. Сыдыков, служащий В. Пащенко.

Авиаторы участвовали в подготовке и проведении учений «Центразбат-1998», «Центразбат-1999». В августе 1999 года, с началом баткенских военных кампаний, ВВБ МО КР в полном составе перешла на казарменное положение.

Летчики были задействованы в локализации действий бандформирований. В боях с международными бандформированиями принимали участие все экипажи шести вертолетов Ми-8МТВ, двух самолетов Л-39, транспортных самолетов Ан-26 и Ан-12. События в Баткене и Чон-Алае показали способность авиации выполнять поставленные задачи в экстремальных условиях, с отличным качеством. Самолеты и вертолеты помимо бомбометания и обстрела боевиков из неуправляемых реактивных снарядов, успешно выполняли разведку погоды и местности.

Основную тяжесть действий авиации приняли на себя экипажи вертолетов. Начиная от переброски личного состава в районы боевых действий и блокпосты, заканчивая доставкой грузов на труднодоступные высокогорные точки, - вертолетчики круглосуточно несли боевое дежурство. Произвести точное бомбометание и обстрел из ракет, срочно доставить десантников для зачистки местности, - всему научились они за этот период. Непокладая рук, трудились экипажи военной и военно-транспортной авиации.

Летчики на самолетах Л-39 производили бомбометание по местам расположения боевиков. Маршрут Бишкек-Ош-Баткен-Исфана-Бишкек стал для транспортников «горячим». Невзирая на усталость и недосыпание, они выполняли полеты днем и ночью, доставляя на войну необходимые грузы. Родина высоко оценила самоотверженный труд, героизм и мужество военных летчиков.

По итогам баткенских событий орденом «Манас» третьей степени награждены полковники С.Азизов, Т.Сыдыков, С.Соломатов, А.Джумабаев, М.Джумалиев, А.Коржиков, Н.Люхуров, подполковник О.Мамбетов, служащие В.Пащенко, Д.Белалов, А.Пашванюк, С.Сыдыков. Медалью «Эрдик» удостоены полковники А.Аралбаев, В Сысоев, Ю.Сенюта, В.Сидора, В.Верещагин, подполковники В.Галдобин, служащие В.Курочкин и Р.Джангиров