Памирский тракт

Митинг по поводу открытия Большого Памирского Тракта имени Сталина . Фото 1940 год

Информационная справка: Дорога Ош-Хорог протяжённостью 701 км была построена в 1931-1934 годах. В Советском Союзе дороге придавалось большое значение в связи с развитием территорий горного Памира. По этой дороге доставлялись грузы социального и производственного назначения. В 1930-е дороги, соединяющей столицу Таджикистана (Душанбе) с Памиром, не было.До Памира экспедиции шли пешком, караванной тропой, ... рискуя жизнью. Прорубить дорогу по скалам было дорогостоящим и трудным делом. В газетах 1940 года писали: "Трасса Ново-Памирского тракта, протяженностью 14 км, пролегла по ... бесчисленным скалам и огромным валунам. Большой Памирский Тракт строила вся страна.

На участке от Оша до Хорога дорога проходит через три главных горных перевала: Талдык, Кызыл-Арт и Акбайтал, который является одним из самых высокогорных, по которым проходят автомобильные дороги.



Западный Памирский тракт

Позднее был построен участок дороги Душанбе-Хорог, который с точки зрения строительства и эксплуатации является более сложным в силу особенностей горного рельефа.

Открытие Западно-Памирского тракта имени Сталина состоялось в 1940 г.
Основные пункты на Большом Памирском тракте

Если следовать по Большому Памирскому тракту от г. Ош, то маршрут Памирского тракта может быть записан следующим образом:

г. Ош - пер. Чийирчик- с. Гульча - долина р. Гульча - пер. Талдык+ пер. 40 лет Киргизии - с. Сары-Таш - пер. Кызыларт - долина р. Маркансу - пер. Уйбулак - озеро Каракуль - пер. Акбайтал - г. Мургаб - пер. Найзаташ - Аличурская долина - пер. Харгуш + пер. Тагаркаты - долина р. Сулу-Тагаркаты - пер. Кой-Тезек - долина р. Гунт - г. Хорог - долина р. Пяндж - с. Калаи-Хумб - пер. Хабуработ - долина р. Обихингоу - долина р. Вахш - г. Душанбе.