Пробивка новой дороги в горах

Пробивка новой дороги в горах. Фото:1960 год

Информационная справка: Транспорт. Основным средством грузовых перевозок является автотранспорт. Автомагистрали соединили столицу Киргизии со всеми областными и районными центрами. Трасса Фрунзе — Рыбачье — Нарын — Торугарт связывает районы Нарынской обл. Другая, идущая от Рыбачье вокруг оз. Иссык-Куль — р-ны Иссыккульской котловины. Важная роль принадлежит автомагистрали Фрунзе — Ош протяжённостью более 600 км. Автодороги вдвое сократили путь с Севера на Юг республики, открыв доступ к богатейшим пастбищам Суусамыра, гидроэлектростанциям на р. Нарын, богатым месторождениям полезных ископаемых.

Все административные районы Чуйской долины пересекает железная дорога Луговая — Фрунзе — Быстровка — Рыбачье. Эта ветка Алмаатинской железной дороги была доведена до Фрунзе в 1924, продолжена в 1942 до Быстровки. Участок до Рыбачье введён в эксплуатацию в 1950. Большое народнохозяйственное значение имеет автотранспорт. Построена густая сеть автодорог, в значительной части с твёрдым покрытием. Чуйскую долину пересекают автомагистрали, идущие от Фрунзе к Рыбачье, а также к областным центрам — Пржевальску, Нарыну, Ошу (через Киргизский Ала-Тоо и Суусамырскую долину), к Таласу (через Джамбул) и дальше к Ташкенту; к Алма-Ате. От главных магистралей автодороги ответвляются в Чонкеминскую долину, к курортам и центрам колхозов и совхозов.

Таласская область. Транспортная сеть в области развита слабо, железнодорожное сообщение из-за сложного горного рельефа фактически отсутствует. Только в западной части Кировского р-на вдоль границы с Казахстаном на протяжении 17 км проходит участок Алмаатинской железной дороги. Здесь находится ст. Маймак. которая вместе со ст. Джамбул обслуживает районы Таласской долины. Первостепенное значение имеет автомобильный транспорт. В Таласской долине построены автодороги Маймак — Грозное — Кировское, Джамбул — Покровка — Ивано-Алексеевка — Талас, важную роль играет автомагистраль Джамбул — Кировское — Талас, протянувшаяся в Суусамырскую долину до автомагистрали Фрунзе — Ош. Участок последней пересекает всю Кетментёбинскую котловину, проходя через райцентр Токтогул и Кара-Куль. Строительство автодорог и их улучшение — одна из важных проблем экономики области. Получил развитие авиатранспорт.



Нарынская область. Основным видом транспорта является автомобильный. До середины 30-х гг. единственной дорогой в области был Кочкор-Нарынский тракт, проложенный ещё в конце 19 в. Со строительством шоссейной дороги Фрунзе — Торугарт Нарынская обл. была соединена со всеми районами Киргизии и столицей республики. От этой магистрали расходятся внутриобластные дороги: Кочкор — Чаек — Мин-Куш; Сары-Булак — Балгарт; Нарын — Казарман — Джалал-Абад; Ат-Башы — Кында — Восточный — Ак-Сай, играющие важную роль в экономике края.

Иссык-кульская область. Важную роль играют автомобильные перевозки. Иссыккульское автодорожное кольцо длиной ок. 450 км пригодно для движения круглый год. Дорога асфальтирована, вдоль неё сосредоточено ок. 80% населённых пунктов области. От главного кольцевого тракта ответвлены дороги к угольному месторождению Джыргалан, на высокогорные пастбища Джетиогюзских сыртов (до с. Ак-Шыйрак), в долины рек Каркыра и Иле (к Алма-Ате), на сырты в бассейне р. Сары-Джаз, в верховья р. Нарын и на Тонские сырты, от Рыбачье к Нарыну и т. д.

Ошская область . Ошская область до революции была краем бездорожья. В предгорьях транспортную сеть представляли грунтовые дороги для гужевого транспорта, в горах — тропы для верховой езды на лошадях. В горных условиях области огромную роль играет автомобильный транспорт, занимающий главное место во внутренних перевозках. Протяжённость автодорог 8 606 км, из них 5000 км с твёрдым покрытием. Крупнейшие автодороги — Фрунзе—Ош (Киргизский тракт), Ош—Хорог (Памирский тракт), Ош—Сулюкта. Наибольший объём перевозок приходится на автодороги Ош—Кара-Суу, Ош—Узген, Ош—Джалал-Абад.