Пишпек: Первый автомобиль

Первый грузо-пасссажирский автомобиль марки «Берлие», с московского сборочного завода кузовов «Бр. Крыловы»

Первые самодвижущие экипажи появились в Алма-Ате еще в начале ХХ столетия. Больше по оказии, когда дерзновенные экспедиции путешественников в Центральную Азию, на автомобиле, из-за отсутствия топлива и запчастей заканчивались в Семиречье. Брошенные экипажи играли в Верном роль аттракциона. На большие праздники их запрягали лошадьми и катали горожан по улицам. Правила дорожного движения были опубликованы в октябре 1909 года. Управляющего экипажем обязывали уступать дорогу «…крестным ходам и похоронам, иным процессиям, пожарным обозам, проходящим частям войск, арестантским партиям». Скорость движения экипажей ограничивалась 12 верстами в час.

Первый грузо-пасссажирский транспорт появился благодаря инициативе коммерсанта из Токмака, известного в крае маслодела Бабахана Нурмухаммедбаева. В начале 1906 года он поднял вопрос об автосообщении между городами и весями Семиреченской области. Автомобиль господина Бабахана прошел испытание на пробеге Верный — Узунагач (тогда называвшийся селом Казанско-Богородское). Новое дело вызвало к жизни создание материально-технической базы, строительства складов горюче-смазочных материалов, подготовки кадров. До революции в Верном существовали склады «Братья Нобель», автомастерская и курсы шоферов Карпа Овчарова. Вместе с первым автомобилем марки «Берлие», с московского сборочного завода кузовов «Бр. Крыловы». Бабахан доставил в Верный и первого шофера. Им был 25-летний крестьянин Лифляндской губернии Иоганн Рейнвальд. Он стал не только личным водителем купца Бабахана, но и совладельцем новорожденной автокампании, которая занималась перевозкой грузов и пассажиров в Кульджу и Чугучак, Западный Китай и Монголию.

ИЗ ЗАЯВЛЕНИЯ КОММЕРСАНТА СЕЛЕНИЯ БОЛЬШОЙ ТОКМАК БАБАХАНА НУРМУХАМЕДБАЕВА ВОЕННОМУ ГУБЕРНАТОРУ СЕМИРЕЧЕНСКОЙ ОБЛАСТИ О РАЗРЕШЕНИИ ОТКРЫТИЯ ПРОБНОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ

г. Верный 1912 г. января 11

Желая, первоначально, на пробу устроить автомобильное движение в районе: Пишпек, Токмак, Арасан, Мерке и Верный, я предполагаю купить один автомобиль и в мае сего года совершить пробные рейсы, и ежели найду для себя это дело выгодным и дорогу вполне удобною и возможною для езды на автомобилях, то прошу разрешить мне подать вашему Превосходительству заявление не позже 1-го августа с/г с просьбой разрешить взять мне концессию на время и за проездную плату по взаимному соглашению, тогда я выпишу еще два-три автомобиля, пока же благоволите разрешить мне произвести только лишь пробу. До 1-го августа прошу право на получение концессий оставить за мной…
Бабахан Нурмухамедбаев.
ф. 44, оп. 1. д. 50909, л. 1. Подлинник.



4. ИЗ ОБЪЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ КОММЕРСАНТА Б. НУРМУХАМЕДБАЕВА ТОКМАКСКОМУ УЧАСТКОВОМУ ПРИСТАВУ О ПЛАНЕ ОРГАНИЗАЦИИ АВТОСООБЩЕНИЯ В СЕМИРЕЧЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

с. Токмак 1912 г. февраля 24

На предложение господина Военного Губернатора Семиреченской области от 16 февраля 1912 года за №3400(1), объявленное мне Вашим Высокоблагородием 23 февраля с. г. имею честь заявить для доклада Его Превосходительству следующее:
1) автомобильное движение я предполагаю открыть в мае месяце с. г. в районе Пишпек — Токмак — Арасан — Кутемалды до городов Пржевальска, Верного и их уездов и с. Мерке Аулие-Атинского уезда…(2)

3) В Токмаке, Верном, Пржевальске, Пишпеке и Мерке иметь для пассажиров удобные, теплые, светлые, чистые помещения с отдельными комнатами для мужчин и женщин.
4) На каждой станции для пассажиров буду иметь кипяток за известную плату.
5) После осмотра и испытания комиссией первого автомобиля и получения одобрительного отзыва, исследовав дороги, я предполагаю в августе месяце, приобрести еще два автомобиля и таким образом будет установлено правильное движение автомобилей между названными пунктами с указанием времени прихода и отхода автомобилей…

8) Обязуюсь, что проводники и шофферы будут трезвые, предупредительные и внимательные к пассажирам…

10) Автомобили будут самых лучших фабрик и крепкой конструкции.
11) Для основательного изучения автомобильного дела мною командировано лицо в Россию, которое будет заменять механика или шоффера на случай болезни последних. Я в полной уверенности, что предпринимаемое мною дело несомненно принесет пользу населению Семиреченской области и не теряю надежды, что начатое предприятие найдет поддержку со стороны Начальства.
Бабахан Нурмухамедбаев
ф. 44, оп. 1, д. 50909, лл. 20-22. Подлинник.

Цитата из источника — «Очерки истории Алматы» в «Большой энциклопедии Казнета» Александдра Ляхова.