Пишпек: Городская кузница



По берегу речки Кузнечной расположились многочисленные мастерские жестянщиков и кузнецов и среди них будка лучшего мастера Акима Константиновича Кузьмина. Кузни в то время выполняли работу, сравнимую с сегодняшними станциями обслуживания авто. Повозок и конной тяги было много и работы хватало всем. В советское время кузнечно - жестянные ряды в Дунгановке переросли в артель «Первое Мая», а на Кузнечной - в завод «Красный металлист».

Извоз являлся важным занятием для получения дохода горожанами. Через Пишпек проходили обозы из Верного, Пржевальска и Ташкента. В Пишпеке отстаивались, заготавливали фураж, подковывали лошадей, ремонтировали брички, подгоняли упряжь. В заезжих дворах обедали и ночевали. Завоз промышленных изделий из России значительно возрос после постройки Оренбургско -Ташкентской железной дороги (1906год). Строительство дороги продолжалось и в направлении Пишпека, но мировая война и социальные потрясения начала ХХ века растянули это строительство на долгие годы. И только в 1924 году открылась железнодорожная ветка Луговая - Пишпек .



В 1912 году на улицах Пишпека появился первый автомобиль. Предыстория его появления такова: токмакский коммерсант Бабахан Нурмухамедбаев получил разрешение на открытие пробного автомобильного движения в Пишпеке и его окрестностях. Первый самолет, выполнявший рейс Ташкет-Пишпек-Верный, появился в небе над Пишпеком еще в 1919 году. Население Пишпека постоянно возрастало и в 1912 году превышало 16 тысяч жителей