Город Фрунзе. Дорожные работы. Закладка асфальта по улице Советской(Байтик Баатыра)

Информационная справка: Советская улица (бывшая Базарная), одна из гл. магистралей города. Наст. название - с 1919. Тянется от "Южных ворот" до ЗБЧК, протяжённость ок. 8 км. До Окт. революции была одной из центр. улиц; здесь между ул. Ташкентской (ныне просп. им. 50-летия Кирг. ССР) и Уездной (ныне ул. Кирова) располагались маг. и склады купцов, торговые ряды, за к-рыми находился Мучной базар (западнее совр. цирка). В первые годы Сов. власти в доме № 218 размещалась редакция газеты "Пишпекский листок", в доме № 197 находился Исполнительный комитет Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. На терр. западнее совр. здания цирка в 30-60-х гг. находилась автостанция. Часть улицы к Ю. от ж.д. (бывшая Новосоветская) застроена в послевоенное время. Путепровод, построенный под линией ж.д. в 1956 (дл. 240 м; на фото слева) соединил юж. и сев. отрезки улицы. Южнее ул. 50 лет Октября к С.у. примыкают 8-й, 9-й и 10-й мкр-ны. На улице расположены: Детский парк, головное предприятие швейного произв. объединения "1 Мая", театр оперы и балета, Музей изобразительных искусств, Гос. б-ка им. Н.Г.Чернышевского, ателье "Тюльпан", центр. аптека, эпидемиологии, микробиологии и гигиены институт, приборостроительный завод, проектный ин-т "Киргизгипроводхоз", изд-ва "Кыргызстан", "Мектеп", 9-этажные жилые дома с маг. "Иссык-Куль", "Саясий китеп", "Искусство", Дом мебели и др. К улице примыкает Токтогула площадь с памятником Токтогулу. На пересечении с Ленинским проспектом сооружён "Борцам революции" монумент и построен подземный переход. Строится б-ка, Дом связи. Сев. ЗБЧК С.у. переходит в ул. Бакинскую.
Историческая справка: Улица Советская - одна из главных магистралей города, связывающая старую и новую его части. Она протянулась от предгорий Киргизского Ала-Тоо до Большого Чуйского канала (ниже БЧК с 1974 г. - Бакинская).
Первый автомобиль на улицах бывшего Пишпека появился в 1912 г. В 30-е годы излюбленным средством передвижения фрунзенцев были велосипеды. Уже к началу 1934 г. в городе насчитывалось более 1000 велосипедистов. И если учесть, что во Фрунзе в тот период проживало немногим более 40 тыс. жителей, то окажется, что почти каждая десятая городская семья имела это транспортное средство.
Первые два пассажирских автобуса появились во Фрунзе в 1934 г. Протяженность первого городского маршрута была всего несколько километров. 15-местные А. курсировали от хладокомбината до горсовета. В 1938 по двум маршрутам, протяженностью 30 км, ходили 13 А. В наст. время из всех видов транспорта А. перевозят наибольшее число пассажиров (72% общего объёма перевозок). На 76 маршрутах, протяженностью св. 700 км, ежедневно курсируют 380 машин (1.I.1983). Город обслуживают пассажирские автопарки № 1 (1939; ул. Тоголока Молдо, 31) и № 3 (1968; ул. Алма-Атинская), в к-рых имеется 679 машин “Икарус”, ЛиАЗ-677, ЛАЗ-695. Управление движением гор. автобусов осуществляется 8 конечными диспетчерскими пунктами, а также с помощью полуавтоматич. системы контроля “Дистов-У” в 18 промежуточных остановочных пунктах.
В 1983 г. объем пассажирских перевозок возрос против 1936 г. в 349 раз и составил 523 млн. человек, а пассажирооборот — в 364 раза. В 1984 г. автомобильным транспортом перевезено 313,8 млн. т грузов. Протяженность автомобильных дорог в республике к концу 1984 г. равнялась 23,5 тыс. км против 5,2 тыс. км к началу 1927 г.
До 1932 г. ни один город Кыргызстана не имел мощеных улиц и тротуаров. Первые 360 м пешеходных дорожек были сданы в эксплуатацию в г. Фрунзе по улице Дзержинского и Ленинскому проспекту, а к 1935 г. протяженность их возросла до 7,4 км, мощеных улиц — до 12,8 км.
Источник: Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Кыргызской Республики