Элла Майяр: Продавец циновок из чия

Каракольский базар. Продавец циновок из чия. Фотограф Элла Майяр 1932 год


Информационная справка: Элла Майяр (1903-1997), выдающийся путешественник, журналист, писатель, спортсмен и фотограф XX века, родилась в Женеве (Швейцария). На протяжении всей своей жизни исследовала отдаленные регионы мира по-настоящему в авантюрных условиях. В 1932 году Элла Майяр приехала в Советский Союз, встречалась с представителями интеллигенции. Однако главная цель ее визита - изучение Центральной Азии вплоть до границы с Китаем и встреча с кочевниками. Она отправилась в путешествие с кыргызами на лошадях до Тенир-Тоо, достигла песков Кызылкумов между Узбекистаном и Аральским морем. Несмотря на зимнюю стужу, избежав встречи с бандитами и советскими проверяющими, путешествовала с июля 1932-го по январь 1933-го. Тщательно документируя свой опыт, Элла Майяр сохранила для истории важные факты о становлении страны. Эти работы в наши дни представляет собой уникальную экспозицию прошлого кыргызского народа глазами великой путешественницы, которая в 1932 году приехала в Кыргызстан и фотографировала жизнь простых людей. Элла Майяр была очень талантливым фотографом, требовательно и объективно смотревшим на мир. Ее фотоработы представляют собой синтез качества выбранных сюжетов и качества отраженных в них эмоций.

В 2012 году в каракольском музее установили небольшой информационный уголок, посвященный Элле Майяр, которая посетила Кыргызстан в первые годы советской власти. Музей ее родного города Лозанны передал в дар личные вещи и фотографии этого путешествия историко-краеведческому музею Каракола.

Историческая справка: Город был заложен в 1869 году, как военно-административный центр на караванной дороге из Чуйской долины в Кашгарию, штабс-капитаном бароном Каульбарсом, которому было дано задание выбрать удобное место для нового города. И вот первого июля 1869 года улицы, площади и гостиный двор были заложены. Эта дата и стала считаться днём рождения города Каракол, названного так по названию реки, на которой он расположен. Город имеет строгую прямоугольную планировку, утопает в зелени садов, так как раньше каждому застройщику вменялось в обязанность посадить сад и аллею перед домом. Было решено строить город-сад. Несколько иначе чем в других городах Средней Азии выглядели и сами строения. До 1887 года строились в основном глинобитные дома. Но после сильного землетрясения 1887 года, город застраивался преимущественно деревянными домами с крылечками, украшенными богатой затейливой резьбой.
К 1872 году в Караколе было выстроено 132 двора. К 1897 население составляло 8108 жителей. В настоящее время в городе проживает 65443 человека.
Город несколько раз менял свое название: до 1889 года он назывался Каракол, затем был переименован по указу царя в город Пржевальск, в честь известного российского путешественника Н. М. Пржевальского, который на пути в свое 5-е путешествие умер в Караколе от брюшного тифа. По его желанию он был похоронен на берегу Иссык-Куля.
В 1922 году городу было возвращено название Каракол. В 1939 году в связи со столетием со дня рождения Н. М. Пржевальского город вновь переименован в Пржевальск. В 1992 году после обретения Кыргызстаном независимости опять переименован в Каракол.
Среди городов дореволюционной Киргизии Каракол был городом сравнительно высокой культуры. Отсюда отправлялись участники многочисленных экспедиций в центральную Азию, это были известные учёные и путешественники.
В 1887 году Я. И. Корольковым в городе была основана первая в Киргизии метеостанция. Первая публичная библиотека открыта Барсовым Н. М., в 1907 году был организован конный завод по инициативе штабс-капитана В. А. Пьяновского.
С экономической точки зрения город развивался как торговый и административный центр всего Прииссыккулья. В 1894 году 34 % всего бюджета города составляли доходы от торговли.
Одновременно стали возникать и промышленные предприятия. К 1914 году в городе и его окрестностях действовало 60 промышленных предприятий, но они в основном были небольшими. В настоящее время в городе почти нет промышленности за исключением ЭТЗ, машзавода, швейной фабрики, молзавода, мясокомбината. Из учебных заведений в городе действует университет, медучилище, педучилище, копучилище и др. а так же 11 общеобразовательных школ, лицей и гимназия. Каракол, областной центр Иссык-кульского региона. Город расположен в восточной части Иссык-кульской котловины, в 400 километрах от столицы, города Бишкек.
Каракол находится на высоте 1690—1770 метров над уровнем моря. Город был основан как военно-административный и торговый пункт на караванной дороге из Чуйской долины в Кашгарию. Место для будущего города (в, километрах от впадения реки Каракол в озеро Иссык-Куль) было избранно экспедицией А. В. Каульбарса по совету коренных жителей, и после ознакомления с географическими условиями. Второго июня 1869 года уже были распланированы главные городские улицы, площади, гостиный двор и заложены казармы. В конце 1869 начале 1870 года в селении насчитывалось 12 частных домов и 50 лавочек. Через 20 лет, 7 марта 1889 года город получил имя великого русского путешественника, исследователя Центральной Азии Н. М. Пржевальского .Он скончался там и был похоронен вблизи города на высоком берегу Иссык-Куля. В 1991 году город Пржевальск был переименован в город Каракол.



Историческая справка: Плетение орнаментированных циновок из стеблей растения чий в новое время бытовало среди всех родоплеменных групп кыргызов, в том числе и у живших на Восточном Памире и Джиргатале (Таджикистан).

Для плетения циновок использовался специальный станок, состоявший из двух вертикально укрепленных жердей с развилками на концах, в которые вкладывалась поперечная жердь. Через эту жердь перебрасывали шерстяные нити коричневого цвета, которые с двух концов были намотаны на камни, служившие грузилами. Поперек переброшенных нитей клали стебель чия, а камни с намотанными на них нитями перекидывали с одной стороны на другую, соединяя таким образом стебли. Перед тем как вставить стебли в станок их оплетали шерстью разных цветов так, чтобы получился определенный узор. После этого при помощи станка стебли соединяли в узорную циновку. В начале и в конце узорного чия на ширину до 60 см вплетали неоплетенные стебли, чтобы при перекочевках предохранить узорную циновку от пыли и износа.

Аналогичный станок, применяемый для плетения циновок из стеблей чия и камыша, известен у казахов, каракалпаков, туркмен, полукочевых узбеков, у башкир, а также народов Сибири и Сахалина – нанайцев и айнов.

Узорная циновка у кыргызов являлась необходимой частью юрты и служила для ее утепления и украшения. Техникой плетения из чия делали длинные циновки, которые ставили между решетчатым остовом юрты и ее кошемными покровами (чыгырман канат чий); циновки, которые служили ширмой, отгораживающей хозяйственный уголок в юрте (ашкана); внутреннюю сторону дверной завесы юрты (эшик чий), нашитой на кошму; и футляры для хранения и перевозки пиал (чыны кап). Преобладающими цветами в колорите узорных циновок, как и в войлочных изделиях, являлись сочетания ярко-красного и синего тонов.

Орнамент узорных циновок в основном имеет геометрический характер. Среди узоров преобладают рогообразные завитки – кочкор мюйюз, теке мюйюз, карга тырмак, табак оюу; ступенчатые и простые ромбы – омуртка (позвонок), кереге кёз (отверстие решетки юрты); квадраты – чымын канат (крылья мухи); треугольники – тумарча. Встречаются также зигзаги (ийрек), лапчатые и крестообразные фигуры (бадам, жагалмай и т.п.), из растительных мотивов – тогуз дёбё (девять холмов), кыял (фантазия), сдвоенный «восточный огурец» и др.

Рассматривая построение орнамента циновок, Е. И. Махова выделила три основных типа композиции [Махова 1968: 37-46, рис. 9-14]. К первому типу исследователь относит раппортное построение орнамента, занимающее все поле циновки. Здесь известны два основных варианта:

а) все поле циновки занято одним, ритмически повторяющемся узором, расположенным по горизонтали;
б) все поле делится на два горизонтальных пояса. Циновки первого типа получили широкое распространение в Северном Кыргызстане, а также встречались в северных районах Джалал-Абадской области.

Второй тип композиции циновок представляет собой деление поля на прямоугольную и косую сетку. Он характерен для Прииссыкулья, Тянь-Шаня и Джалал-Абадской области.

Циновки третьего типа украшены замкнутыми композициями: а) трехчастное или четырехчастное деление всего поля по вертикали с выделением более крупной средней части; б) ковровый рисунок, с выделением центрального поля и четырехстороннего обрамления. Данный тип известен только в Ат-Башин ском и Тогуз-Тороуском районах Тянь-Шаня.

Помимо кыргызов, изготовлением узорных циновок занимались казахи и некоторые народы Кавказа (курды, азербайджанцы). Материал публикуется по книге: А.Ю.Мальчик. История кыргызского народного прикладного искусства: эволюция кыргызского орнамента с древнейших времен до ХХ в. – Б.: Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева, 2005