В управлении Иссык-Кульского пароходства

В управлении Иссык-Кульского пароходства. Фото:1947 год

Информационная справка: Производственное объединение «Иссык-Кульское пароходство» является уникальным и единственным в республике предприятием осуществляющим перевозку грузов водным транспортом.
Озеро Иссык-Куль – единственный водоем Кыргызстана, имеющий транспортное значение. В настоящее время водным транспортом осуществляется перевозка около 40,0 тыс. тонн грузов в год, что составляет более 30% всех грузовых перевозок. Механизация порта Управления пароходства позволяет производить операции с крупногабаритными грузами.

Историческая справка: Попытка организовать судоходство сделана еще в конце XIX в. Но она не увенчалась успехом. В 1916 г. на озере действовало уже 12 парусных судов, способных двигаться только при попутном ветре. Рейс их из Липенки или Джаргылчака до Балыкчы длился 1,5—2 месяца. Они возили лес, пшеницу, шерсть.

В 1926 г. создано Иссык-Кульское пароходство. С тех пор — это один из важнейших узлов в транспортной сети республики.

С течением времени коллектив пароходства,в основном приезжие мастера с Волги, преодалевая трудности, строил, преобразовывал этот пустынный уголок.
Иссык-Кульское государственное пароходство было создано в 1925 году. Центр этого пароходства - Пржевальск. Здесь,на берегу озера, вырос большой поселок рабочих судоремонтных мастерских. Первые теплоходы "Пионер" и "Прогресс Киргизстана" (см. фото) были построины в Пржевальском затоне из древесины тянь-шанской ели и спущены на воду в1926 году. Регулярные рейсы от Рыбачьего на Пржевальск связывали самые отдаленные районы северной Киргизии с железной дорогой.
За четверть века число судов, курсирующих по озеру, увеличилось в девять раз, их тоннаж- в 70 раз, а количество грузов в 43 раза. Горные долины были богаты хлебом, скотом, углем, лесом. Эти грузы перебрасывались на пристань Рыбачье, а отсюда отправлялись в город Фрунзе.



Общая протяженность эксплуатируемых водных путей в 1984 г. равнялась 576 км. Только за 1984 г. пароходством было перевезено 557 тыс. т грузов, 89,6 тыс. пассажиров.

Информация из книги "Годы исканий в Азии". Э.М Мурзаев

Источник: Балыкчинский краеведческий музей