Пристань Рыбачье в день открытия грузопассажирских рейсов по озеру Иссык-Куль

Пристань Рыбачье в день открытия грузопассажирских рейсов по озеру Иссык-Куль. Фото: 1926 год

Информационная справка: Первое деревяное судно было построено на Иссык-Куле в 80-х годах позапрошлого века купцом Атабаевым. В 1916 г. по озеру плавало около 10 судов. Среди них были моторная шхуна «Путешественник Пржевальский», яхта «Тарас Бульба» и 5 парусных судов купца Сулейманова. В 1921 г. под руководством военного комиссара семиреченских трактов Бочарова было начато строительство баркасов, получивших названия «Красный восток», «Пролетарий», «Южный коммунар», «Ильич». В 1926 г. был спущен на воду грузопассажирский пароход «Прогресс Киргизстана», а в 1927 г. флот пополнился пароходом такого же типа «Пионер». В 1931 г. на Пржевальской судоверфи был построен первый металлический теплоход «Советская Киргизия», грузоподъемность которого составляла 420 тонн, а скорость 10 узлов. В 1935 г. был построен пассажирский теплоход «Киров», в 1938 г. буксирный катер «Комсомол». Создание Иссык-Кульского пароходства повлияло на быстрый рост Рыбачьего. Если в 1926 году, когда мы пришли в Рыбачье из Пржевальска первым рейсом, поселок состоял из нескольких домиков, то вскоре здесь, в своего рода перевалочном населенном пункте, появилось несколько причалов, элеватор, лесопильный завод, отделение госбанка. Сейчас, как вы знаете, Рыбачье – довольно крупный и шумный город. Разрослись и другие села и поселки Прииссыккулья.

Историческая справка: Процесс превращения парусника в современный теплоход, оснащенный приборами электроники, автоматики и прочими чудесами техники, благодаря всеобщему прогрессу производственных предприятий и науки в эпоху Советской власти, завершился на Иссык-Куле успешно и в непродолжительное время. Но путь этого превращения имеет несколько этапов.

Неуклюжие деревянные посудины лесопромышленника Сулейманова и Решетниковых, так называемые «баркасы», приводившиеся в движение прямыми, примитивными парусами, и только при попутном ветре совершавшие рейсы «Липенка-Рыбачье», «Джергалчак-Рыбачье», за полтора-два месяца были вытеснены морскими парусниками, появившимися на Иссык-Куле после приезда сюда двух азовцев: Александра Спиридоновича Щетины и Семена Андреевича Коростелева – корабельного мастера.

"В 1925 году прибыл начальник строительства Николай Владимирович Федотьев. Со мной и другим черноморцем – Тимофеем Ивановичем Черногором были заключены договоры. В Джергалчаке сооружали верфь, и на эллинге были заложены два судна. Старшим мастером был Семен Андреевич Коростелев.

Историческая справка: У Киргизии нет выхода к морю. Тем не менее, это обстоятельство не помешало в далеком 1925 году на верфи в местечке Кичи-Джаргалчок, что на южном берегу Иссык-Куля, заложить несколько судов. Они и стали родоначальниками "самого высокогорного" в СССР, а потом и в СНГ флота.



Уже через три года были спущены на воду первые корабли - "Юный коммунар", "Красный Восток", "Азов" и "Иссык-Куль". Хоть их строительство и стоило немалых денег, но все же власти пошли на этот шаг. Прежде всего потому, что распространенный в то время гужевой транспорт не справлялся с увеличивающимся год от года в Иссык-Кульской области грузопотоком.

Огромное внимание уделялось пароходству и позднее, в советское время. На передвижение грузов по дорогам области в то время накладывались ограничения - увидеть на трассе Фрунзе - Пржевальск крупнотоннажные автомобили можно было крайне редко.

Многотонные грузы перевозились исключительно по воде. Это сохраняло экологию региона и спасало от разрушения дорожное покрытие. Иссык-Куль в те годы считался курортной зоной, куда люди приезжали отдыхать, набираться сил, а не вдыхать выхлопные газы и просыпаться от гула автокараванов.

Первые теплоходы «Пионер» и «Прогресс Киргизстана» были построены в Пржевальском затоне из древесины тянь-шаньской ели и спущены на воду в 1926 году. Строительство их велось в Джергалчаке приезжими мастерами с Волги: своих кадров не было…

Регулярные рейсы от Рыбачьего на Пржевальск связывают самые отдалённые районы северной Киргизии с железной дорогой.
Н. В. Алексеев, работавший в 1921 году на берегах этого озера, поделился со мной воспоминаниями о рождении иссык-кульского флота. Тогда там плавали старый трёхмачтовый парусник, приспособленный для перевозки леса, парусно-моторный баркас «Красный Восток» и изящное парусное судно «Коммунар». Это судно было построено в коммуне аральских рыбаков, переехавших на постоянную работу на Иссык-Куль. Среди рыбаков оказались способные судостроители, которые и построили быстрый «Коммунар» для транспортных целей, тогда на этих небольших баркасах перевозили хлеб в Рыбачье.

С течением времени возросший коллектив пароходства, преодолевая трудности, строил, преобразовывал этот пустынный уголок. Особенно бурный рост посёлка начался с 1929 года. Здесь создавались новые предприятия».

За четверть века число судов, курсирующих по озеру, увеличилось в девять раз, их тоннаж — в 70 раз, а количество грузов (несмотря на постройку шоссейного кольца вокруг Иссык-Куля, по которому перевозятся различные товары) — в 43 раза. Горные долины богаты хлебом, скотом, углём, лесом. Эти грузы перебрасываются на пристань Рыбачье, а отсюда отправляются в город Фрунзе.

Описание: Рукопись "История Иссык-Кульского флота" Д. В. Колесников

Источник: Балыкчинский краеведческий музей