Почтовая кибитка на Верненском почтовом тракте со стороны поселка Рыбачье

Почтовая кибитка на Верненском почтовом тракте со стороны поселка Рыбачье. Фото: 1908 год

Информационная справка: История транспорта в области ведет отсчет с древнейших времен, когда регион вел оживленную торговлю с Китаем, Персией и другими восточными странами, с Россией (с конца 18 века). Единственным способом общения и ведения торговли служили караванные пути Знаменитый «Шелковый путь» проходя по территории Северной Киргизии, соединял крупные населенные пункты и торговые центры. Первые колесные дороги появились в области после присоединения Киргизии к России. Тогда же начали осваиваться высокогорные перевалы, строились постоянные мосты, так как этого требовали военно-политические и экономические интересы царизма. Первый тракт был открыт в 1867 г. через р. Чилик и перевал Санташ для сообщения между Верным и Аксуйским укреплением, в 1870 г. было налажено сообщение между Верным и Караколом через Пишпек. Дорога шла вдоль северного побережья оз. Иссык-Куль. В 1873 г. от Токмака к Нарыну начали прокладывать грунтовую дорогу и уже в 1876 г. по ней доставляли почту.

После Октябрьской революции в результате интенсивного строительства в Прииссыккулье улучшилось транспортное сообщение и расширились внутренние и внешние связи. Появилась современная транспортная система. Возникли новые виды транспорта. В 1950 г. построена железная дорога, которая выходит к высокогорному озеру Иссык-Куль. Межрайонные транспортные связи в области осуществляется в основном железнодорожным и автомобильным транспортом, частично водным.

Историческая справка: Верненский почтовый тракт начинался у железнодорожной станции Кабуль-Сай, севернее Ташкента, а далее он шел до Чимкента, мимо богатых русских поселений на Белые воды, далее тракт проходил у селений Антоновка, Ванновка и Высокое. Селения располагались в 20 верстах друг от друга.

Далее почтовый тракт через с. Бурное проходит между отрогами Кара-Тау и вливается в отроги Таласского Алатау на равнину МинБулак. В VII-VIII в. это было любимым местом кочевников и служило летней резиденцией тюркских ханов. От села Грозного тракт делает поворот на север и выходит на обширную равнину ниже р. Талас, среди которой, вблизи Киргизского хребта, лежит уездный город Аулие-Ата (Джамбул, Тараз), Сырдарьинской области.

По сообщению князя В. П. Масальского, за почтовой станцией Ак-Чулак, что располагалась в 41 версте от Аулии-Ата, Верненский почтовый тракт идет на восток, через села Подгорное, Луговое, Каменка, Мерке – селение с церковью, почтовотелеграфной конторою, школой и большим базаром. Восточнее Мерке дорога проходила через большие старожильческие русские селения – Чалдовар (2 064 души обоего пола) и Кара-Балта (2 211 душ), основанное в 1874 году, в которых имеются церковь, школы и большие базары.



За Кара-Балтой почтовый тракт, покинув Сырдарьинскую область, вступает в Пишпекский уезд Семиреченской области. Тракт далее пересекает село Беловодское (3 715 душ), которое лежит в 19 верстах от Кара-Балтов, в нем есть церковь и школа.

Пишпек лежит в 40 верстах от Беловодска. Он был занят русскими войсками в 1863 году после восстания манапа Байтика против ханского наместника. Город Пишпек был основан близ разрушенной кокандской крепости, так называемой «Кузнечной крепости». В 1900 году население Пишпека насчитывало около 14 тысяч человек, из которых 8 000 – русские.

Дорога от Аулии-Ата до Пишпека шла вдоль Александровского (ныне Киргизского) хребта. К северу от хребта, в 20-30 верстах от почтового тракта, тянутся волнистые степи, а далее простираются пески Моюн-Кума. К югу от тракта – предгорные долины, занятые зимовьями киргизов.

Русские поселения группируются, главным образом, вдоль почтового тракта, образуя крупные, цветущие поселки, обрамленные зеленью садов, скрывающих усадьбы от дороги, шума и солнца.

Во время приезда поселенцев здесь были заросли камыша и ветлы. Потом построили дома, нарезали улицу. По указанию губернатора Колпаковского урядникам поручили организовывать посадку деревьев вдоль улиц, а потом и садов. Урядник села у церкви давал каждому взрослому прихожанину по 6 саженцев и 5 копеек и велел посадить эти саженцы вдоль улицы и дома, ухаживать за ними. Потом проверял, как это исполняется. И если дерево засохло от недополива – виновного подвергали порке. Это помогало. Так, благодаря Колпаковскому, села озеленились.

Верненский почтовый тракт после Пишпека (на 1909 год) разделялся на два направления: один шел на Верный и Джаркент к Китаю, а второй на восток – на Рыбачье, Иссык-Куль и Нарын.

Верненский тракт исправно служил до 1918 года, пока не началась гражданская война. Вновь заработал почтовый тракт в 1921 году, а утратил свое значение после прокладки железной дороги в Киргизии. Кстати, Ташкентская железная дорога была построена после присоединения Ташкента к России и дала определенный толчок развитию всей Средней Азии, поскольку сельскохозяйственное сырье, производимое здесь, нашло себе прямой путь к центру России.

Источник: Балыкчинский краеведческий музей