Информационно аналитический портал «25MK» / Почтовая кибитка на Верненском почтовом тракте со стороны поселка Рыбачье

Почтовая кибитка на Верненском почтовом тракте со стороны поселка Рыбачье

Почтовая кибитка на Верненском почтовом тракте со стороны поселка Рыбачье. Фото: 1908 год

Информационная справка: История транспорта в области ведет отсчет с древнейших времен, когда регион вел оживленную торговлю с Китаем, Персией и другими восточными странами, с Россией (с конца 18 века). Единственным способом общения и ведения торговли служили караванные пути Знаменитый «Шелковый путь» проходя по территории Северной Киргизии, соединял крупные населенные пункты и торговые центры. Первые колесные дороги появились в области после присоединения Киргизии к России. Тогда же начали осваиваться высокогорные перевалы, строились постоянные мосты, так как этого требовали военно-политические и экономические интересы царизма. Первый тракт был открыт в 1867 г. через р. Чилик и перевал Санташ для сообщения между Верным и Аксуйским укреплением, в 1870 г. было налажено сообщение между Верным и Караколом через Пишпек. Дорога шла вдоль северного побережья оз. Иссык-Куль. В 1873 г. от Токмака к Нарыну начали прокладывать грунтовую дорогу и уже в 1876 г. по ней доставляли почту.

После Октябрьской революции в результате интенсивного строительства в Прииссыккулье улучшилось транспортное сообщение и расширились внутренние и внешние связи. Появилась современная транспортная система. Возникли новые виды транспорта. В 1950 г. построена железная дорога, которая выходит к высокогорному озеру Иссык-Куль. Межрайонные транспортные связи в области осуществляется в основном железнодорожным и автомобильным транспортом, частично водным.

Историческая справка: Верненский почтовый тракт начинался у железнодорожной станции Кабуль-Сай, севернее Ташкента, а далее он шел до Чимкента, мимо богатых русских поселений на Белые воды, далее тракт проходил у селений Антоновка, Ванновка и Высокое. Селения располагались в 20 верстах друг от друга.

Далее почтовый тракт через с. Бурное проходит между отрогами Кара-Тау и вливается в отроги Таласского Алатау на равнину МинБулак. В VII-VIII в. это было любимым местом кочевников и служило летней резиденцией тюркских ханов. От села Грозного тракт делает поворот на север и выходит на обширную равнину ниже р. Талас, среди которой, вблизи Киргизского хребта, лежит уездный город Аулие-Ата (Джамбул, Тараз), Сырдарьинской области.

По сообщению князя В. П. Масальского, за почтовой станцией Ак-Чулак, что располагалась в 41 версте от Аулии-Ата, Верненский почтовый тракт идет на восток, через села Подгорное, Луговое, Каменка, Мерке – селение с церковью, почтовотелеграфной конторою, школой и большим базаром. Восточнее Мерке дорога проходила через большие старожильческие русские селения – Чалдовар (2 064 души обоего пола) и Кара-Балта (2 211 душ), основанное в 1874 году, в которых имеются церковь, школы и большие базары.



За Кара-Балтой почтовый тракт, покинув Сырдарьинскую область, вступает в Пишпекский уезд Семиреченской области. Тракт далее пересекает село Беловодское (3 715 душ), которое лежит в 19 верстах от Кара-Балтов, в нем есть церковь и школа.

Пишпек лежит в 40 верстах от Беловодска. Он был занят русскими войсками в 1863 году после восстания манапа Байтика против ханского наместника. Город Пишпек был основан близ разрушенной кокандской крепости, так называемой «Кузнечной крепости». В 1900 году население Пишпека насчитывало около 14 тысяч человек, из которых 8 000 – русские.

Дорога от Аулии-Ата до Пишпека шла вдоль Александровского (ныне Киргизского) хребта. К северу от хребта, в 20-30 верстах от почтового тракта, тянутся волнистые степи, а далее простираются пески Моюн-Кума. К югу от тракта – предгорные долины, занятые зимовьями киргизов.

Русские поселения группируются, главным образом, вдоль почтового тракта, образуя крупные, цветущие поселки, обрамленные зеленью садов, скрывающих усадьбы от дороги, шума и солнца.

Во время приезда поселенцев здесь были заросли камыша и ветлы. Потом построили дома, нарезали улицу. По указанию губернатора Колпаковского урядникам поручили организовывать посадку деревьев вдоль улиц, а потом и садов. Урядник села у церкви давал каждому взрослому прихожанину по 6 саженцев и 5 копеек и велел посадить эти саженцы вдоль улицы и дома, ухаживать за ними. Потом проверял, как это исполняется. И если дерево засохло от недополива – виновного подвергали порке. Это помогало. Так, благодаря Колпаковскому, села озеленились.

Верненский почтовый тракт после Пишпека (на 1909 год) разделялся на два направления: один шел на Верный и Джаркент к Китаю, а второй на восток – на Рыбачье, Иссык-Куль и Нарын.

Верненский тракт исправно служил до 1918 года, пока не началась гражданская война. Вновь заработал почтовый тракт в 1921 году, а утратил свое значение после прокладки железной дороги в Киргизии. Кстати, Ташкентская железная дорога была построена после присоединения Ташкента к России и дала определенный толчок развитию всей Средней Азии, поскольку сельскохозяйственное сырье, производимое здесь, нашло себе прямой путь к центру России.

Источник: Балыкчинский краеведческий музей
22-01-2015, 08:04
Вернуться назад