Семиреченский почтовый тракт

Летняя станция на почтовом тракте. Фото: 1989г

Историческая справка: Ямская служба на почтовом тракте. За сутки гонцы могли преодолевать более 300 км. К примеру, почта из Верного в Омск к генерал-губернатору доставлялась по почтовому тракту Верный-Омск, во времена Колпаковского (губернатор Семиреченской области) за трое суток, преодолевая 1 000 километров.

Для этого надо было постоянно получать свежих лошадей. Такая смена происходила в день на 5-6 станциях, которые работали круглосуточно. В России было принято размещать станции строго через 20 верст (1 верста – 1,0668 км.).

На почтовым тракте была своя структура: на главных маршрутах действовала государственная почта, а местная обеспечивала сообщение внутри волостей и уездов.

На станциях предусматривалось наличие мест для ночлега путников и мест для приема пищи. Поэтому ямщики жили при станциях семьями, члены которых тоже участвовали в обслуживании путников. Ямщики обязаны были ехать в любое время, ночью и днем, в любую погоду. Готовые принять почту и доставить путников. До революции малейшая задержка фельдъегеря грозила штрафом ямщику или станционному смотрителю, а то и тюрьмой. Контроль был строгий, каждый гонец имел при себе бумагу, куда проставлялись не только данные о месте доставки груза, но и данные о прохождении маршрутов. Так что гонцов старались обслуживать, как можно быстрее и лучше. И почтовики работали добросовестно и четко, без перебоев.

В 1868 году генерал-губернатор Кауфман из Беловодска в Верный и обратно обернулся за трое суток, покрыв расстояние более чем в 600 верст, успев при этом решить ряд своих дел.

Верненский почтовый тракт начинался у железнодорожной станции Кабуль-Сай, севернее Ташкента, а далее он шел до Чимкента, мимо богатых русских поселений на Белые воды, далее тракт проходил у селений Антоновка, Ванновка и Высокое. Селения располагались в 20 верстах друг от друга.

Далее почтовый тракт через с. Бурное проходит между отрогами Кара-Тау и вливается в отроги Таласского Алатау на равнину МинБулак. В VII-VIII в. это было любимым местом кочевников и служило летней резиденцией тюркских ханов. От села Грозного тракт делает поворот на север и выходит на обширную равнину ниже р. Талас, среди которой, вблизи Киргизского хребта, лежит уездный город Аулие-Ата (Джамбул, Тараз), Сырдарьинской области.

Город и крепость Аулие-Ата был взят штурмом русскими войсками у кокандцев в 1864 году. В городе были 21 мечеть, 3 церкви (1909 год), мужское и женское училища, военный госпиталь, почтово-телеграфная контора. В городе насчитывалось 1 790 домов, 17 фабрик и заводов.

По сообщению князя В. П. Масальского, за почтовой станцией Ак-Чулак, что располагалась в 41 версте от Аулии-Ата, Верненский почтовый тракт идет на восток, через села Подгорное, Луговое, Каменка, Мерке – селение с церковью, почтовотелеграфной конторою, школой и большим базаром. Восточнее Мерке дорога проходила через большие старожильческие русские селения – Чалдовар (2 064 души обоего пола) и Кара-Балта (2 211 душ), основанное в 1874 году, в которых имеются церковь, школы и большие базары.

За Кара-Балтой почтовый тракт, покинув Сырдарьинскую область, вступает в Пишпекский уезд Семиреченской области. Тракт далее пересекает село Беловодское (3 715 душ), которое лежит в 19 верстах от Кара-Балтов, в нем есть церковь и школа.



Пишпек лежит в 40 верстах от Беловодска. Он был занят русскими войсками в 1863 году после восстания манапа Байтика против ханского наместника. Город Пишпек был основан близ разрушенной кокандской крепости, так называемой «Кузнечной крепости». В 1900 году население Пишпека насчитывало около 14 тысяч человек, из которых 8 000 – русские.

Дорога от Аулии-Ата до Пишпека шла вдоль Александровского (ныне Киргизского) хребта. К северу от хребта, в 20-30 верстах от почтового тракта, тянутся волнистые степи, а далее простираются пески Моюн-Кума. К югу от тракта – предгорные долины, занятые зимовьями киргизов.

Русские поселения группируются, главным образом, вдоль почтового тракта, образуя крупные, цветущие поселки, обрамленные зеленью садов, скрывающих усадьбы от дороги, шума и солнца.

Во время приезда поселенцев здесь были заросли камыша и ветлы. Потом построили дома, нарезали улицу. По указанию губернатора Колпаковского урядникам поручили организовывать посадку деревьев вдоль улиц, а потом и садов. Урядник села у церкви давал каждому взрослому прихожанину по 6 саженцев и 5 копеек и велел посадить эти саженцы вдоль улицы и дома, ухаживать за ними. Потом проверял, как это исполняется. И если дерево засохло от недополива – виновного подвергали порке. Это помогало. Так, благодаря Колпаковскому, села озеленились.

Верненский почтовый тракт после Пишпека (на 1909 год) разделялся на два направления: один шел на Верный и Джаркент к Китаю, а второй на восток – на Рыбачье, Иссык-Куль и Нарын.

Верненский тракт исправно служил до 1918 года, пока не началась гражданская война. Вновь заработал почтовый тракт в 1921 году, а утратил свое значение после прокладки железной дороги в Киргизии. Кстати, Ташкентская железная дорога была построена после присоединения Ташкента к России и дала определенный толчок развитию всей Средней Азии, поскольку сельскохозяйственное сырье, производимое здесь, нашло себе прямой путь к центру России. Во-вторых, к Средней Азии стала ближе и передовая сельскохозяйственная культура России".

Там же, на сайте, можно скачать замечательные по охвату материала книги беловодского краеведа Бориса Федоровича Мухлынина, который начал интересоваться краеведением еще в школе, в 1953 году, а в последние несколько лет пополняет материалы по истории Беловодского, живя в Санкт-Петербурге и работая в читальном зале Русской Национальной библиотеке. История села даётсай в контексте всего Туркестана и Чуйской долины, особенно интересны страницы о казачьем и переселенческом быте.

"Моя работа над историей села была начата в 1953 г., когда я учеником Беловодской средней школы №2 увлекался историей, был членом исторического кружка. Преподаватель истории Сторожков Николай Николаевич направил моё общее увлечение историей в конкретное русло – историю родного села. Именно он был главным инициатором, помощником и организатором моего исследова-ния истории села. С тех пор в зависимости от моих жизненных личных обстоя-тельств эта работа велась с разной степенью интенсивности и даже с длитель-ными перерывами. В 80-х годах, благодаря инициативе заведующей районной библиотекой Юлии Никитичны Вислевской, работа активизировалась".