Депо для паровозов узкоколейной железной дороги Кызылкийских угольных копий Н.Д.Батюшкова



Депо для паровозов узкоколейной железной дороги Кызылкийских угольных копий Н.Д.Батюшкова. Фото: 1908 год

Историческая справка: Уголь Кыргызстана занимает одно из ведущих мест в топливном балансе республик Средней Азии. Недаром Кыргызстан получил название «кочегарки» Средней Азии. Первые угольные шахты появились здесь на юге республики – в районе Сулюкты и Кызыл-Кия. Впервые сулюктинские угли начали разрабатываться 145 лет назад – в 1868 г., однако добыча их была незначительна. Постоянные разработки начались лишь в 1901 г. Крупным каменноугольным предприятием было товарищество «Сулюктинский каменный уголь А. М. Вербов и Кº» разработки копей которого начались в 1905 г. Помимо русского, в предприятие был вложен германский капитал (членом товарищества являлся германский подданный Карл-Барон). Копи были удалены от Среднеазиатской железной дороги и товарищество построило подъездной путь к станции Драгомирово протяженностью 27 км. Кроме того, была сооружена подвесная дорога, по которой уголь доставлялся непосредственно к подъездной железнодорожной ветке. Другим старейшим и крупнейшим промышленным предприятием угольной промышленности является рудник «Кызыл-Кия». Кызыл-Кийское месторождение было с давних пор известно местному населению.

Первооткрытелями залежей угля были пастухи-кыргызы, пасшие в горах скот. Они добывали «горящий камень» в ущелье Ишма-Булак на выходах пластов, размытых горными потоками и использовали его в качестве топлива. В 1898 г. с их помощью окружной инженер Михайлов произвел первые геологические изыскания в местности Ишма-Булак (ныне Кызыл-Кия) и сделал заявку на это месторождение в пользу казны. Этот год считается официальным годом открытия Кызыл-Кийского каменноугольного месторождения. Газета «Туркестанские ведомости» сообщила об этом месторождении и сразу же в этот край устремились русские и иностранные горнопромышленники.

Разными владельцами было построено несколько шахт, наиболее крупные принадлежали французскому предпринимателю Фоссу. Разработки были невелики: в 1904 г. на копях работало 28 чел.; добыча угля составляла 150 тыс. пудов. В 1904 г. копи были приобретены Н.Д.Батюшковым, который делает первые серьезные попытки к оснащению шахт техникой.

Шахты представляли собой простой сруб. Под ним была дыра в земле – вход в шахту, так называемая «дудка», напоминавшая колодец, от которой расходились в разные стороны длинные, кривые норы-штреки. Через «дудку» шахтер на деревянной бадье спускался в штольню. Бадья опускалась и поднималась на пеньковом канате при помощи ворота, приводившегося в движение двумя лошадьми. Такой канат часто обрывался, так как бадья поочередно поднимала уголь и людей. Порох для взрыва породы изготовляли на месте примитивным способом. Вместо бикфордова шнура применялся камыш, начиненный порохом. Забои освещались коптилками (чирак), состоящими из банки с мазутом и куска пакли. В них было пыльно от породы, дымно и чадно от коптилок. Чтобы увидеть друг друга, забойщики становились на колени. Среднемесячная производительность труда тогдашнего шахтера составляла всего 3,2 т.



В 1908 году в поселок пришла узкоколейка, соединившая копи с Ферганским железнодорожным кольцом. Объём добываемого в республике угля в 1913 составлял ок. 70% всей добычи угля в Ср. Азии. Угольные шахты Кызыл-Кии, нефтепромыслы Майли-Сая осваивались преимущественно немецкими, французскими, бельгийскими, английскими и американскими акционерными обществами. В 1913 на территории республики действовало 27 угольных шахт, где работали 871 чел., 2 нефтепромысла (55 рабочих). На долю этих предприятий приходилось 50% продукции и 59% рабочих всей фабрично-заводской пром-сти республики. Мощности шахт были самые различные —от 50 тыс. до 100 тыс. т. угля в год. Кызылкийскпе копи давали 60,2% всей добычи угля Киргизии, Сулюктинские — 23,3%, Кокянгакские — 10,4%, Ташкумырские — 3,0 %.

В первые годы Советской власти добыча была затруднена в связи с разрухой и гражданской войной. Важную роль в восстановлении и развитии угольной пром-сти сыграли решения 8-го съезда КП Туркестана (май 1924), предусматривавшие реконструкцию топливной пром-сти. В 1924 восстановлена узкоколейная ж. д. от Горчакова к месторождениям Кызыл-Кии, построена узкоколейка к руднику Сулюкта, строилась дорога Джалал-Абад — Кок-Янгак. На создание новых и расширение старых предприятий топливной пром-сти Сов. правительство в период с 1925 по 1928 выделило 2,9 млн. руб. По плану 1-й пятилетки развития народного хоз-ва Кирг. ССР в угольную пром-сть было вложено 17,7 млн. руб. Вступили в строй новые шахты Таш-Кумыр, Алмалык, Джыргалан, начались реконструкция и технич. перевооружение др. угольных шахт. Добыча угля в 1940 по сравнению с 1913 увеличилась почти в 17 раз, намного повысилась технич. вооружённость предприятий топливной пром-сти. Угольные шахты оснащались современным оборудованием: очистными и проходческими комбайнами, углепогрузочными машинами. На транспортировке угля по подземным горизонтальным выработкам используются электровозы и механизмы, облегчающие труд шахтёров. Механизироваллись основные процессы угледобычи: отбойка, доставка, транспортировка, а также погрузка угля в железнодорожные вагоны на шахтах.

Источник: Архив публициста, кандидата исторических наук Леонида Ивановича Сумарокова