Информационно аналитический портал «25MK» / Депо для паровозов узкоколейной железной дороги Кызылкийских угольных копий Н.Д.Батюшкова

Депо для паровозов узкоколейной железной дороги Кызылкийских угольных копий Н.Д.Батюшкова

Депо для паровозов узкоколейной железной дороги Кызылкийских угольных копий Н.Д.Батюшкова. Фото: 1908 год

Историческая справка: Уголь Кыргызстана занимает одно из ведущих мест в топливном балансе республик Средней Азии. Недаром Кыргызстан получил название «кочегарки» Средней Азии. Первые угольные шахты появились здесь на юге республики – в районе Сулюкты и Кызыл-Кия. Впервые сулюктинские угли начали разрабатываться 145 лет назад – в 1868 г., однако добыча их была незначительна. Постоянные разработки начались лишь в 1901 г. Крупным каменноугольным предприятием было товарищество «Сулюктинский каменный уголь А. М. Вербов и Кº» разработки копей которого начались в 1905 г. Помимо русского, в предприятие был вложен германский капитал (членом товарищества являлся германский подданный Карл-Барон). Копи были удалены от Среднеазиатской железной дороги и товарищество построило подъездной путь к станции Драгомирово протяженностью 27 км. Кроме того, была сооружена подвесная дорога, по которой уголь доставлялся непосредственно к подъездной железнодорожной ветке. Другим старейшим и крупнейшим промышленным предприятием угольной промышленности является рудник «Кызыл-Кия». Кызыл-Кийское месторождение было с давних пор известно местному населению.

Первооткрытелями залежей угля были пастухи-кыргызы, пасшие в горах скот. Они добывали «горящий камень» в ущелье Ишма-Булак на выходах пластов, размытых горными потоками и использовали его в качестве топлива. В 1898 г. с их помощью окружной инженер Михайлов произвел первые геологические изыскания в местности Ишма-Булак (ныне Кызыл-Кия) и сделал заявку на это месторождение в пользу казны. Этот год считается официальным годом открытия Кызыл-Кийского каменноугольного месторождения. Газета «Туркестанские ведомости» сообщила об этом месторождении и сразу же в этот край устремились русские и иностранные горнопромышленники.

Разными владельцами было построено несколько шахт, наиболее крупные принадлежали французскому предпринимателю Фоссу. Разработки были невелики: в 1904 г. на копях работало 28 чел.; добыча угля составляла 150 тыс. пудов. В 1904 г. копи были приобретены Н.Д.Батюшковым, который делает первые серьезные попытки к оснащению шахт техникой.

Шахты представляли собой простой сруб. Под ним была дыра в земле – вход в шахту, так называемая «дудка», напоминавшая колодец, от которой расходились в разные стороны длинные, кривые норы-штреки. Через «дудку» шахтер на деревянной бадье спускался в штольню. Бадья опускалась и поднималась на пеньковом канате при помощи ворота, приводившегося в движение двумя лошадьми. Такой канат часто обрывался, так как бадья поочередно поднимала уголь и людей. Порох для взрыва породы изготовляли на месте примитивным способом. Вместо бикфордова шнура применялся камыш, начиненный порохом. Забои освещались коптилками (чирак), состоящими из банки с мазутом и куска пакли. В них было пыльно от породы, дымно и чадно от коптилок. Чтобы увидеть друг друга, забойщики становились на колени. Среднемесячная производительность труда тогдашнего шахтера составляла всего 3,2 т.



В 1908 году в поселок пришла узкоколейка, соединившая копи с Ферганским железнодорожным кольцом. Объём добываемого в республике угля в 1913 составлял ок. 70% всей добычи угля в Ср. Азии. Угольные шахты Кызыл-Кии, нефтепромыслы Майли-Сая осваивались преимущественно немецкими, французскими, бельгийскими, английскими и американскими акционерными обществами. В 1913 на территории республики действовало 27 угольных шахт, где работали 871 чел., 2 нефтепромысла (55 рабочих). На долю этих предприятий приходилось 50% продукции и 59% рабочих всей фабрично-заводской пром-сти республики. Мощности шахт были самые различные —от 50 тыс. до 100 тыс. т. угля в год. Кызылкийскпе копи давали 60,2% всей добычи угля Киргизии, Сулюктинские — 23,3%, Кокянгакские — 10,4%, Ташкумырские — 3,0 %.

В первые годы Советской власти добыча была затруднена в связи с разрухой и гражданской войной. Важную роль в восстановлении и развитии угольной пром-сти сыграли решения 8-го съезда КП Туркестана (май 1924), предусматривавшие реконструкцию топливной пром-сти. В 1924 восстановлена узкоколейная ж. д. от Горчакова к месторождениям Кызыл-Кии, построена узкоколейка к руднику Сулюкта, строилась дорога Джалал-Абад — Кок-Янгак. На создание новых и расширение старых предприятий топливной пром-сти Сов. правительство в период с 1925 по 1928 выделило 2,9 млн. руб. По плану 1-й пятилетки развития народного хоз-ва Кирг. ССР в угольную пром-сть было вложено 17,7 млн. руб. Вступили в строй новые шахты Таш-Кумыр, Алмалык, Джыргалан, начались реконструкция и технич. перевооружение др. угольных шахт. Добыча угля в 1940 по сравнению с 1913 увеличилась почти в 17 раз, намного повысилась технич. вооружённость предприятий топливной пром-сти. Угольные шахты оснащались современным оборудованием: очистными и проходческими комбайнами, углепогрузочными машинами. На транспортировке угля по подземным горизонтальным выработкам используются электровозы и механизмы, облегчающие труд шахтёров. Механизироваллись основные процессы угледобычи: отбойка, доставка, транспортировка, а также погрузка угля в железнодорожные вагоны на шахтах.

Источник: Архив публициста, кандидата исторических наук Леонида Ивановича Сумарокова
22-07-2014, 20:11
Вернуться назад