Include files from root directory is denied
При копировании информации указывайте гиперссылку на наш сайт как источник.
Include files from root directory is denied Include files from root directory is denied

Базар в Оше. Фото: Ю.Н.Малюшицкого 1927 год

Историческая справка: Начало ХХ века Новый город Ош, построенный рядом со старым городом, в котором за глухими глинобитными заборами-дувалами в скученном беспорядке скрывались дома, встречает уже достаточно четким контуром уездного центра. Почти отстроился военный городок, возведено много административных зданий и частных домов. Через Ош идут караваны в Китай, отсюда же направляются различные экспедиции на Памир и дальше.

В начале века в Новом городе насчитывалось более 140 дворов и около 1200 жителей, преимущественно русских, в Старом городе было 6300 дворов и около 46 тыс.жителей.

В Новом городе помимо уездного управления и других учреждений (почта, казначейство и т.п.) располагались солдатские казармы и лазарет с аптекой.
Открылись магазины, торговые конторы и скупочные пункты российских и иностранных торгово-промышленных компаний.
Среди жилой европейской застройки выделялись значительными размерами и провинциальной архитектурой дома-усадьбы чиновников и русских купцов, зажиточных мещан, контрастируя с убогими жилищами городской бедности- русской, узбекской, а также оседавших в городе и его окрестностях киргизских бедняков.

Вхождение в 1876 году юга Киргизии в состав России сильно изменило облик этой отсталой окраины, русские принесли сюда все новое и прогрессивное что было в то время в мире. Поменялся не только быт, но и сознание жителей.

Это новое время, во-первых, благоприятствовало в Оше развитию торговли. На крупнейшем в крае, Ошском базаре в начале века имелось уже 1300 торговых помещений. Доставляемые киргизами, узбеками и русскими крестьянами скот, зерно и другие сельхозпродукты обменивались там на мануфактуру и другие привозные фабрично-заводские товары. Город и его купечество играли заметную роль в торговле южно-киргизских районов с Семиречьем, Ферганой и другими областями Средней Азии, а также во внешней (транзитной) торговле России с восточными окраинами.
В Оше можно было приобрести не только изделия кустарных мастеров, но и различные афганские, индийские, кашгарские товары, которые доставлялись отсюда в разные узбекские города.



Развитие торговли и вовлечение в нее горожан способствовало не только расширению экономических связей с Центральной Россией, с соседними областями Средней Азии и Казахстаном, но и увеличению ассортимента товаров ремесленного, кустарного производства и продукции сельского хозяйства. Известно, что основным источником доходов ошан было сельское хозяйство. Вместе с тем, общее количество лиц, занятых несельским производством намного превышало число торговцев. Это были преимущественно ремесленники и кустари. В последующие 5 лет число мелкокустарных предприятий и ремесленных мастерских по обработке кожи, дерева, металла и особенно по переработке сельхозпродукции еще более возросло (только рисорушек и маслобоек туземного типа было 850). Но характер производства и ручного труда почти не изменился и численность наемных рабочих промышленных предприятий (в основном мелких) долгое время не менялась. В 1908 году в Оше функционировало 441 промышленное заведение, количество рабочих - 616.
В Ошском уезде в дополнение к древним караванным дорогам и скотогонным путям с конца 19 века стали прокладываться колесные дороги (тракты) улучшаться старые проселочные пути, в начале 20 века появились первые железнодорожные ветки. По интенсивности движения и экономической значимости выделялись почтовые тракты, соединившие Ош с Андижаном, Джалал-Абадом и Узгеном, с Ферганской долиной и Семиречьем.

Ош в то время являлся наиболее крупным дорожно-транспортным узлом на юге Киргизии. К нему из Андижана через с. Шахрихан сходились дороги из с.Гульча, из Куршабской долины через с. Узген. В Оше заканчивались дороги, соединявшие Ошский уезд со Скобелевским (Наманганским) и с Андижанским уездами. Особенно был важен путь Ош-Пост Памир (Хорог).

Российские дорожно-страховые компании имели свои агентства в Оше, а железнодорожное строительство велось в основном русскими предпринимателями при содействии российских банков.

Источник: Монография «Сулайман-Тоо. Мифы, легенды, предания, исследования»,автор – кандидат исторических наук Захарова А.Е.

{social-link}
Все материалы, содержащиеся на веб-сайте www.foto.kg, защищены законом об авторском праве. Фотографии и прочие материалы являются собственностью их авторов и представлены исключительно для некоммерческого использования и ознакомления , если не указано иное. Несанкционированное использование таких материалов может нарушать закон об авторском праве, торговой марке и другие законы.
Разработка сайта Новости Кыргызстана, Киргизии