Семиреченская область. Вход в Буамское ущелье

Семиреченская область. Вход в Буамское ущелье. Фото 1880г

Информационная справка: Живописное Боомское ущелье расположено в среднем течении реки Чу на границе раздела хребтов Киргизского Ала-Тоо и Кунгей Ала-Тоо. Протяжённость ущелья — около 30 км.

Боомское ущелье соединяет Чуйскую долину с Иссыккульской котловиной и является своеобразной визитной карточкой на пути к озеру Иссык-Куль. Главная автодорога — «Иссык-Кульское кольцо» тянется вокруг озера на 450 км. От нее ответвляются автодороги к Джергалану, к перевалу Санташ и далее в Алматы, на сырты — в верховья Нарына и Сары-Джаза. От города Балыкчи автодороги идут в Чуйскую долину и в Нарынскую область. Перед въездом в Боомское ущелье туристы обычно останавливаются у источника "Холодная вода".

Историческая справка: Дорога из Бишкека на озеро Иссык-Куль на 112 км входит в Боомское ущелье, которое располагается между хребтами Киргизским и Кунгей Ала-Тоо и является единственным проходом между ними. В этом узком ущелье, делят соседство, автодорога, железная дорога и река Чу. Название Боом, видимо, монгольское и переводится как высокая выдающаяся скала на берегу реки, утес.

Русский исследователь 19 века Петр Семенов-Тян-Шанский, побывавший здесь в 1856 году писал в своих заметках следующее:«Боомское ущелье это смертельная ловушка. Мы едва могли продвигаться по нашему пути, который не всегда пролегал по берегу реки, так как отвесные скалы обрывались совершенно вертикально, заставляя нас лезть верх по этому каменному коридору. Во избежание таких обходов, мы, где это было возможно, переходили по реке, борясь со стремительным течением, которое укрывало огромные камни и каждую секунду намеревалось смыть нас прочь.»



Не только опасное ущелье было на пути Семенова, но и возможность попасть в засаду и потому он вынужден был со своей командой пробираться 22 километра по ущелью в ночное время в течение двух суток .

На старых картах река Чу то впадает в озеро Иссык-Куль, то вытекает из него, а то и протекает как ныне мимо. Так было и на самом деле - вековые колебания уровня Иссык-Куля подтверждаются палеогеографическими и археологическими данными. С 19 века во время исследований Семенова река Чу соединялась с Иссык-Кулем во время паводков протокой Кутемалды, что и было зафиксировано ученым.

В 1868 году туркестанской саперной ротой была начата разработка Боомского ущелья и продолжалась натуральной повинностью местного населения. С 1 декабря 1870 года отсюда началось вьючное сообщение с г. Караколом по северному берегу озера, а с 1871 года сообщение стало колесным. Автомобиль по Боомскому ущелью впервые прошел в 1926 году.