Автоколонна в Боомском ущелье

Автоколонна в Боомском ущелье. Фото: 1960 год

Информационная справка: Боомское ущелье, Боомское, глубокое и узкое поперечное ущелье р. Чу, разделяющее хребет Киргизский и Кунгей-Алатау в Киргизской ССР. Длина около 30 км. Высота склонов до 1500 м. По Боомское ущелье проходят шоссе и железная дорога, соединяющие города Фрунзе и Рыбачье (на берегу озера Иссык-Куль).

Боомское ущелье соединяет Чуйскую долину с Иссыккульской котловиной и является своеобразной визитной карточкой на пути к озеру Иссык-Куль. Главная автодорога — «Иссык-Кульское кольцо» тянется вокруг озера на 450 км. От нее ответвляются автодороги к Джергалану, к перевалу Санташ и далее в Алматы, на сырты — в верховья Нарына и Сары-Джаза. От города Балыкчи автодороги идут в Чуйскую долину и в Нарынскую область. Перед въездом в Боомское ущелье бьёт источник, где обычно останавливаются туристы, прежде чем начать опасный подъём.

Историческая справка: 157 лет тому назад в 1856 году по этому пути, издавна используемому местным населением в качестве вьючной дороги, совершил свое путешествие на Иссык-Куль П. П. Семенов - Тян-Шанский. Не зря в переводе на русский язык «Боом» означает « нечистый дух», так как сам великий путешественник описал его так: « Боомское ущелье- место гиблое и безлюдное. Движение наше вперед было до крайности затруднено тем, что наша тропинка не могла следовать непрерывно по самому берегу реки, так как местами береговые утесы падали в нее совершенно вертикально и приходилось подниматься на боковые стены этого каменного коридора. Кое-где вместо этих обходов мы шли, где возможно, вброд у подошвы обрыва, против бурного течения через скалы, наполняющие ее ложе, с ежеминутной опасностью для каждого из нас быть снесенным с нее бешеными волнами.» Длина Боомского каньона 22 км, но Семенову–Тян-Шанскому понадобился 21 день, чтобы пройти Боомское ущелье. «Вторая моя большая поездка на реку Чу успехом своим превзошла мои ожидания: мне не только удалось перейти Чу, но даже и достигнуть этим путем до Иссык-Куля, т.е. западной его оконечности, на которую еще не ступала нога европейца и до которой не коснулись никакие научные исследования», – сообщал ученый в письме, посланном в Русское географическое общество после окончания этого маршрута



Только спустя 22 года в 1872-73 г через Боом была проложена колесная дорога, узкая, неровная, петляющая вдоль русла реки Чу. В те же годы построен деревянный мост- прадед Красного моста в 150 км от Бишкека, называвшийся Интендантским.

Юлиус Фучик в 1930 году верхом на лошади ехал через Боомское ущелье 7 дней. Он вспоминает, что кое-кто даже мрачно пошутил: «Давайте покурим, может быть, в последний раз...»

Шоссейную дорогу Фрунзе - Рыбачье начали строить в годы 1 пятилетки, а в 1935 году была открыта для автомобильного движения. Тогда все водители с ужасом проезжали самый опасный участок в Боомском ущелье – последний самый узкий каньон, стиснутый высокими скалистыми обрывами. Тот же Ю.Фучик проехал этой же дорогой в 1935 году и делился впечатлениями, что он сидел в кабине автомашины, курил, а проехал весь отрезок пути за очень короткий отрезок времени. И не мог поверить, что только пять лет назад он проезжал эту дорогу в течение недели.

Источник: Балыкчинский краеведческий музей