Киргизия. Автотранспорт. Дорога

Дорога в Боамское ущелье . Фото: 1960-е

Информационная справка: Живописное Боомское ущелье расположено в среднем течении реки Чу на границе раздела хребтов Киргизского Ала-Тоо и Кунгей Ала-Тоо. Протяжённость ущелья — около 30 км.

Боамское ущелье соединяет Чуйскую долину с Иссыккульской котловиной и является своеобразной визитной карточкой на пути к озеру Иссык-Куль. Главная автодорога — «Иссык-Кульское кольцо» тянется вокруг озера на 450 км. От нее ответвляются автодороги к Джергалану, к перевалу Санташ и далее в Алматы, на сырты — в верховья Нарына и Сары-Джаза. От города Балыкчи автодороги идут в Чуйскую долину и в Нарынскую область. Перед въездом в Боомское ущелье бьёт источник, где обычно останавливаются туристы, прежде чем начать опасный подъём.

Историческая справка:
За годы социалистического строительства в Киргизии достигнуты большие успехи в области развития транспорта и связи. Только после Октябрьской революции железная дорога была доведена до городов Фрунзе и Оша. Выстроены сотни километров новых железных дорог. Основные административные и промышленные центры республики имеют теперь железнодорожную связь. Закончено строительство новой железнодорожной магистрали Фрунзе—Рыбачье протяжением 173 км, которая соединила главные зерновые районы Киргизской ССР — Иссык-Кульскую котловину, горные животноводческие и лесные районы, богатые угольные, свинцоворудные и другие месторождения — с Туркестано-Сибирской железной дорогой. Значение этой новой магистрали для дальнейшего расцвета Киргизии очень велико.

Создано и развивается пароходство на Иссык-Куле, обеспечивающее пассажирские и грузовые перевозки.Автотранспорт в Киргизии имеет наиболее важное значение, являясь основным видом механизированного транспорта в условиях горного рельефа. На его долю приходится более 80% всех перевозок в республике.



До 1927 г. Киргизия располагала всего 35 км дорог, приспособленных для движения автотранспорта в течение всего года. Уже во второй пятилетке Киргизия обогатилась первыми крупными дорожными сооружениями: трактами Фрунзе—Рыбачье, Талас—Джамбул. За годы Советской власти построено уже свыше 14 тыс. км магистральных автомобильных дорог с усовершенствованным покрытием, ликвидирующих вековую изолированность районов, кыштаков и аилов. Автомобильная магистраль связывает столицы Киргизии, Узбекистана и Казахстана.

В 1963 г. заканчивается сооружение крупнейшей автомобильной магистрали Фрунзе—Сусамыр—Ош. Она свяжет по кратчайшему направлению северные и южные районы республики, откроет доступ к месторождениям полезных ископаемых, оживит экономику высокогорного Тянь-Шаня.

Грузовой автотранспорт выполняет перевозки почти всех видов нар.-хоз. грузов. Перевозки грузов автотранспортом постоянно растут. Наиболее массовыми являются перевозки строит. материалов, нефтепродуктов, пищевых продуктов, промышл. товаров и др.

Грузовые перевозки осуществляются 9 автобазами общего пользования; а также ведомственными автохозяйствами. Действует автостанция грузовая. На 1. I 1983 в городе имелось 44 252 единицы транспортных средств, в т. ч. легковых — 30731. Дорожное движение в городе характеризуется организованностью и ритмичностью.

Э.Э.Тогузбаев, К.Турсалиев Энциклопедия «Фрунзе», Б.О.Орузбаева