Народное хозяйство. Артели. Техническая революция.Веяние пшеницы

Аннотация: Веяние пшеницы механической веялкой
Место съемки: Семиреченская область. Город Пржевальск
Информационная справка: Обмолот урожая в более ранний период, когда площади посевов были очень небольшие, производили ударами простой палки по куче колосьев. Для этой цели применяли и деревянную ступу (соку), в которую набрасывали колосья. Однако наиболее распространена была молотьба (темип басуу, пайкан) путем прогона по разостланным снопам животных (лошадей, быков, ослов), которых привязывали к врытому посредине тока шесту (момук, мамы) с надетым на него кольцом из прутьев (чамберек). В южной Киргизии для молотьбы применялось заимствованное у узбеков и таджиков приспособление в виде прямоугольной деревянной рамы, переплетенной сучьями, хворостом, травой, или в виде связки хвороста (увал; тадж. «тапар»). От переселенцев — русских и украинцев был заимствован способ молотьбы при помощи молотильных каменных катков (мала тага).
Для веяния после первого обмолота применяли вилы (беги илик), а после вторичного обмолота — лопаты. На юге еще просеивали зерно через решето (паран). По окончании обмолота, когда очищенное зерно было ссыпано в кучу, устраивали обрядовое угощение (чеч). Для этого считалось желательным заколоть какое-либо мелкое животное. Под голову животного подстилали веник (шыпыргы), а кровь стекала на лопату. Кровью животного обрызгивали зерно и шест. Это угощение посвящали покровителю земледелия (Баба Дыйкан). Данный обряд аналогичен таджикскому («чошбанди»).
Для помола зерна, наряду с водяными мельницами общего для Средней Азии типа, часто употребляли ручные каменные жернова (жаргылчак). Киргизы применяли в хозяйстве и такое универсальное орудие, как мотыга (кетмен) с овальной лопастью, насаженной перпендикулярно к рукоятке. Это орудие было повсеместно распространено в Средней Азии.
Таким образом, киргизское земледелие, сохраняя некоторые архаичные самобытные черты, было органически связано со всем среднеазиатским земледелием. Но на нем уже заметно сказывалось прогрессивное влияние общения с соседним русским и украинским населением, а также укрепление экономических связей с Россией.