Сельское хозяйство киргизов. Мальчики едущие с сенокоса

Мальчики едущие с сенокоса. Фото: 1911 год

Историческая справка: Земледелие у киргизов было главным образом поливное, с искусно разработанными приемами орошения, приспособленными к высокогорным условиям. Оросительные каналы (арык) устраивали нередко на большой высоте, в скалистом грунте с каменным ложем. Для пере­броски воды через овраги сооружали желоба (ноо) из выдолбленных стволов ели, установленных на высоких подпорках. Местами киргизы восстанавливали и древнюю, давно заброшенную ирригационную сеть. Применялось исключительно самотечное орошение. Система орошения позволяла кочевникам после посева откочевывать на пастбища и возвра­щаться к уборке урожая. Для проведения поливов в этот промежуток времени приезжали лишь отдельные члены семей скотоводов.
Кое-где поливное земледелие сочеталось с богарным, зависящим от атмосферных осадков. Но более широко богарные посевы распространи­лись позднее, что было связано с использованием опыта окружающего- русского населения.
Основным орудием для обработки почвы был буурсун, аналогичный украинскому однозубому ралу и не отличавшийся по типу от подобных орудий у большинства народов Средней Азии. Обычно на его заостренный конец надевали чу­гунный наконечник (тиш). Древность этого орудия подтверждается тем что во время раскопок буддийского храма в Чуйской долине в 1953 г. было найдено точно такое же орудие, сделанное из арчи, которое датируется VIII в. н. э. Из-за несовершенства этого орудия приходилось проводить перекрестную вспашку поля. Тип пахотного орудия у киргизов и связан­ная с ним терминология указывают на общие черты в технике земледелия киргизов и оседлого населения Средней Азии и Восточного Туркестана.
Накануне Октябрьской революции деревянный буурсун еще продол­жал господствовать в сельскохозяйственной технике у киргизов. Но под влиянием русских крестьян начали получать распространение и рус­ские железные плуги. В 1913 г. в Пишпекском уезде насчитывалось уже 3538 плугов, в то же время буурсунов было 13 217.
В киргизском земледелии господствовала залежная система, севообо­рот встречался очень редко, удобрение полей частично применялось в юж­ной Киргизии.
Засевали поля киргизы вручную, сеяли и по вспаханной почве и до пахоты, стерню потом пропахивали и бороновали. Сеяли из шапки, полы халата, кожаного ведра, торбы. Позднее были заимствованы русские приемы сева из мешка. У киргизов местами сохранялись еще способы сева, характерные только для кочевников. Сидя верхом на лошади, сеятель бросал семена через ее голову. Для боронования использовали связку ветвей и сучьев боярышника, арчи (мала, так мала) или бревно с сучьями, нередко боронили буурсуном, положенным на бок, на который для тяжести становился человек. С течением времени начали пользоваться бороной с деревянными или железными зубьями, конструкция которой была заим­ствована у русских.
Единственным орудием уборки урожая служил серп двух видов: старинный орок, кол орок, крючкообразной формы, и гладкий, без зазубрин — мацгел, распространенный и в других районах Средней Азии. По воспоминаниям стариков, когда-то использовали для жатвы овечью челюсть или конское ребро. При небольшой площади посева иногда просто срывали колосья руками, срезали обыкновенным ножом или вырывали растения с корнем. Позднее получила некоторое распространение русская коса. Снопы (боо) или складывали на поле или перевозили к току (кырман) на волокуше (чийне), реже — на русской телеге или украинской бричке.
Обмолот урожая в более ранний период, когда площади посевов были очень небольшие, производили ударами простой палки по куче колосьев. Для этой цели применяли и деревянную ступу (соку), в которую набрасы­вали колосья. Однако наиболее распространена была молотьба (темин басуу, пайкан) путем прогона по разостланным снопам животных (лошадей, быков, ослов), которых привязывали к врытому посредине тока шесту (момук, мамы) с надетым на него кольцом из прутьев (чамберек). В южной Киргизии для молотьбы применялось заимствованное у узбеков и тад­жиков приспособление в виде прямоугольной деревянной рамы, перепле­тенной сучьями, хворостом, травой, или в виде связки хвороста (увал). От переселенцев —русских и украинцев был заимствован способ молотьбы при помощи молотильных каменных катков (мала тага).



Источник: Чолпон-Атинский историко-краеведческий музей