Культурная революция. Образование

Великая Октябрьская социалистич. революция раскрыла широкие возможности для расцвета духовных сил кирг. народа, она явилась исходным пунктом развития повой социалистич. культуры и просвещения в Киргизии. Одним из первых актов революционного законодательства Советской власти были декреты по вопросам народного образования. В. И. Ленин 9 нояб. 1917 подписал декрет об учреждении Гос. комиссии по просвещению. Правительство Туркестанской республики
14 мая 1918 провозгласило: «Во исполнение воли 5 Краевого съезда Советов преступлено к немедленной организации единой и общеобразовательной школы. Единственным условием для поступления в любой класс школы Туркестанской Советской Республики является только желание учиться». 17 авг. 1918 СНК Туркестанской республики внёс на утверждение ЦИК республики «Положение об организации народного образования в Туркестанском крае». Трудящиеся Киргизии, лишённые образования при царизме, жадно потянулись к знаниям. Началось массовое движение за организацию советских школ. К 1923 в Киргизии уже было 327 школ (из них киргизских — 251), более 20 тыс. учащихся.
До Октябрьской революции на терр. Киргизии детских садов почти не было. В Пишпеке существовал (1910—И) единственный частный детский сад, представлявший собой группу из 10 воспитанников— детей чиновников. Массовая организация дошкольных учреждений началась после победы Октябрьской социалистич. революции. В 1918 в Пржевальске был организован первый гос. детский сад. В качестве воспитателей здесь работали учителя бывшего двухклассного училища. Осенью 1919 под руководством Ю. Я. Кургановой была организована первая детская площадка в Пишпеке, рассчитанная на 350 детей. В числе первых общественниц, развивавших дошкольное воспитание, были Э. А. Энгулатова, А. И. Файзулина, А. Койчуманова, В. Надеждина—сестра М. В. Фрунзе.