Здравоохранение Киргизской ССР

Здоровье киргизских трудящихся в прошлом усугублялись широким распространением различных болезней и почти полным отсут­ствием медицинской помощи. Теснота юрты, в которой обычно помещались также новорожденные ягнята и козлята, постоянный дым от костра, за­грязненность земляного пола — все это создавало антисанитарные условия для ее обитателей. Из наиболее распространенных у киргизов болезней можно назвать разной формы тиф, преимущественно возвратный, нату­ральную оспу, чесотку, цингу, ревматизм, сифилис.

В результате вспышек эпидемии оспы или тифа население, лишенное медицинской помощи, вы­мирало тысячами. При наличии свыше 70 тыс. населения в Пржевальском уезде за 1890 г. обратилось за врачебной помощью всего только 1157 боль­ных. На весь уезд имелся один врач в г. Пржевальске. Немногочислен­ные врачи в большинстве своем не были знакомы с бытом кочевников и не знали их языка. Однако и среди них, как и среди других представителей русской интеллигенции, были прогрессивные деятели, положившие не­мало сил для внедрения в массы кочевников современной культуры. Та­кими деятелями были пишпекский врач Ф. В. Поярков, а также отец и брат М. В. Фрунзе; первый из них работал фельдшером, второй—врачом в г. Пишпеке.

В 1913 г. на территории нынешней^Киргизии было шесть земских больниц на 100 коек, девять амбулаторных учреждений с 15 врачами и 21 фельдшерский и фельдшерско-акушерский пункт. Таков был более чем скромный вклад царской администрации в дело оздоровления сотен тысяч человек киргизского населения, обитавшего в труднодоступных горных районах. Естественно, что население само вынуждено было изыс­кивать способы лечения, обращаться к помощи многочисленных местных знахарей (табып, тамырчы, дарымчы, эмчи). От сифилиса, например, были в ходу ртутные подкуривания (каломелем) и втирания. Для изле­чения желтухи применялось магическое средство — больного застав­ляли смотреть целый день на медный таз. Раны, чтобы остановить кровь, присыпали жженым войлоком и тертым табаком или заливали горячим салом. При головных болях и укусах ядовитого наука-каракурта приме­няли кровопускания. Лихорадку лечили испугом, при простудных горячках заставляли потеть, для чего завертывали больного в свежеснятую шкуру животного.

Киргизские знахари, нащупывая пульс, определяли характер болез­ни и сообразно этому назначали ту или иную «диету». Всю пищу они дели­ли на горячительную (ысылык), прохладительную (суукпгук) и нейтральную (мунвз тамак). Часто при затяжных болезнях применялось лечение голо­дом и водой. Некоторые знахари лечили заклинаниями, заговорами и раз­личного рода магическими действиями.
Все эти и подобные им способы лечения, при крайне ограниченной ме­дицинской помощи, в большинстве случаев только увеличивали рост смерт­ности. Падала и рождаемость. Основными причинами этого были неблаго­приятные экономические условия, частые голодовки и истощение, насту­павшие преимущественно при массовом падеже скота. Только за 10 лет, с 1903 по 1913 г., киргизское население уменьшилось почти на 10%. Особенно велика была детская смертность.

Первые представления о современной медицине проникали в среду киргизского населения благодаря русским медицинским работникам. Первую больницу построили на киргизской земле русские. И это высоко ценит киргизский народ.
Подлинная охрана народного здоровья в Киргизии начала разви­ваться только после Октябрьской социалистической революции. В 1960 г. в Киргизии работало уже около 1300 медицинских учреждений, оснащен­ных новейшей аппаратурой и оборудованием. В них насчитывалось тыс. коек. Больницы, амбулатории, фельдшерские пункты созданы теперь даже в самых отдаленных районах и селениях. В медицинских учреждениях республики трудится 3413 врачей (1960 г.), свыше 10 000 фельдшеров, акушерок, медсестер и других медицинских работников средней квалификации. В Киргизии выросли многочисленные националь­ные медицинские кадры.

Если в дореволюционной Киргизии один врач приходился на 100 тыс. человек, то теперь один врач приходится на каждые 750—800 жителей. Обеспеченность населения Киргизии врачами в несколько раз выше, чем Турции, Ирана и Пакистана. За 20 лет существования Киргизский медицинский институт подготовил 3340 врачей. Среди 300 окончивших инсти­тут в 1960 г. половину составляли киргизы.
Помимо больниц и амбулаторий, развернута широкая сеть родильных домов, постоянных детских яслей и детских садов (в тех и других насчи­тывается более 36 тыс. мест), работают 198 женских и детских консульта­ций. В колхозах Киргизии ежегодно действует около тысячи сезонных детских учреждений — яслей-площадок. Непрерывно расширяется сеть постоянных медицинских учреждений на отдаленных пастбищах, где кол­хозники находятся в период зимовки скота. Медицинское обслуживание животноводов проводится и на летних пастбищах, в период массового вы­паса скота.



Только за 1958—1959 гг. по инициативе и силами колхозов построено около 200 зданий под больницы, амбулатории, родильные дома. Напри­мер, в колхозе им. Фрунзе горного Кочкорского района на средства кол­хоза возведена больница на 25 коек с центральным отоплением и канали­зацией. Развертывается строительство и детских учреждений. Некоторые колхозы построили для детских садов специальные типовые здания, дру­гие — бригадно-полевые детсады и ясли. Колхозы Иссык-Кульского и Кантского районов первыми начали создавать колхозные молочные кухни для детей младшего возраста. Широкий размах мероприятий по медицинскому обслуживанию населения привел к полной ликвидации натуральной оспы, холеры, чумы и других остроинфекционных заболе­ваний, к снижению заболеваний малярией и свежими формами бруцелле­за до единичных случаев.

Большую роль в оздоровлении населения игра­ют прекрасные киргизские^курорты, из которых наибольшей известно­стью пользуются горно-климатические курорты Койсара и Тамга на бе­регу оз. Иссык-Куль, Джалал-Абадский курорт, минеральные источники Арасан (близ г. Фрунзе) и Джеты-Огузские источники (близ г. Пржеваль- ска). На Иссык-Куле работают Джеты-Огузский и Чолпон-Атинский зимние детские курорты, курорты Ак-Су и Светлый мыс. Летом на Иссык- Куль приезжают отдыхать тысячи людей. Здесь вырастают палаточные городки различных предприятий и учебных заведений. Специально для туберкулезных больных открыты санатории в г. Оше и близ Пржеваль- ска. Почти все 15 санаториев, в которых имеется более 3 тыс. коек, пере­ведены на круглогодовую работу. Имеются также четыре дома отдыха на 1105 мест. Некоторые колхозы строят свои собственные курорты и дома отдыха. Важное оздоровительное значение имеют организуемые летом пионерские лагери, в том числе межколхозные.

Развивается в Киргизии и медицинская наука. В 1957—1959 гг. были открыты три новых научно-исследовательских института: курортологии и физиотерапии, туберкулеза, онкологии и радиологии. Сотрудники института краевой медицины создали новые препараты, особенно ценные для лечения животноводов, работающих в высокогорных условиях, а так­же для рабочих и специалистов предприятий цветной металлургии. Сто­личные врачи посещают отдаленные районы и аилы, проводят там приемы больных, дают консультации местным врачам. Осуществляемые в широ­ких масштабах мероприятия по медицинскому обслуживанию населения привели к тому, что за годы Советской власти общая смертность снизилась в 4 раза, а детская в 5 раз. В 1959 г. смертность детей в Киргизии была ниже, чем во всех других братских союзных республиках. В результате увеличивается естественный прирост населения. Если в 1940 г. он со­ставлял 16,7 на 1000 человек населения, то в 1960 г. составил уже 30,7.

В соответствии с переустройством всего бытового уклада населения изменились и его гигиенические навыки. Этому способствуют лекции, доклады и беседы на медицинские темы, ставшие частым явлением в кир­гизском аиле. Увеличилось потребление мыла, которое давно уже стало для рабочих и колхозников необходимым предметом в быту. Теперь и бани, о которых кочевники-киргизы не имели раньше представления, появились во многих колхозах и совхозах; посещение их стало насущной потребностью местных жителей. Некоторые колхозы ввели бесплатное пользование баней для колхозников. Партийные организации Киргизии борются за то, чтобы во всех населенных пунктах были построены бани, работающие круглый год, чтобы местное население повсеместно пользова­лось кроватями, индивидуальной постелью.

Получили распространение в быту металлические ложки и вилки (раньше густую пищу ели руками), индивидуальная посуда для каждого члена семьи. Сохраняется традиционный обычай обмывания рук перед едой. Во время общественной трапезы присутствующих обносят тазом с кувшином, наполненным водой, и полотенцем.

Совершенно исключительное значение для оздоровления всего быта имеет строительство водопроводов в колхозах. Население вынуждено было раньше летом пить загрязненную воду из оросительных каналов, а зимой пользоваться снеговой водой. Благодаря помощи государства и активному участию самих колхозников трудом, транспортом и сред­ствами во многих районах десятки колхозов получили чистую питьевую воду. В одном лишь Чуйском районе водопроводы действуют в девяти колхозах и четырех совхозах.