Культура и искусство Киргизской ССР
Киргизский народ, находившийся до Великой Октябрьской социалистической революции под тяжелым гнетом царского буржуазно-помещичьего режима и подвергавшийся манапско-байской эксплуатации, не только был обречен на неимоверные страдания и нищету, но и был лишен возможности развивать свою культуру.
Поголовная неграмотность, широкое распространение суеверий и знахарства, оторванность от культурных центров тормозили приобщение трудовых киргизских масс к современной культуре. Но ни царизму, ни феодально-байской верхушке не удалось убить народную культуру. Она продолжала бережно сохраняться в гуще народа.
Лучшие образцы многообразного культурного наследия киргизского народа — устно-поэтические и музыкальные богатства, произведения прикладного искусства — создавались трудовым народом и вышедшими из его среды талантливыми мастерами. Они предназначались для народа и обслуживали его познавательные и эстетические запросы.
Однако с углублением классовых противоречий в развитии киргизской культуры все более отчетливо выступали две тенденции: с одной стороны — подлинно народная, демократическая, с другой — феодально-байская, стремившаяся идейно подчинить себе все творения народа. Отсюда возникали феодальные версии эпоса, появились придворные музыканты, вырабатывались малохудожественные, но пышные образцы декоративного искусства.
Создаваемая народом культура в условиях классового общества далеко не всегда была доступна самим трудящимся, ее нередко присваивали и использовали господствующие классы.
Демократические элементы киргизской культуры во второй половине XIX и в начале XX в. особенно усилились в результате сближения ее с передовой русской культурой.
Октябрьская социалистическая революция произвела коренной переворот не только в экономике, в производственных отношениях, но и во всех видах надстроек старого патриархально-феодального общества. Возникли предпосылки для создания новой культуры, национальной по форме, социалистической по содержанию. Она складывалась в упорной борьбе с буржуазными националистами, тянувшими назад, пытавшимися отравлять ядом антинародной идеологии молодые всходы новой киргизской культуры, содержание которой было принципиально противоположным старой патриархально-феодальной культуре.
Благодаря широкой и многосторонней воспитательной работе Коммунистической партии киргизский народ навсегда порвал с отсталой идеологией старого общества и воспринял новую, марксистско-ленинскую идеологию, приобщился к высшим достижениям передовой русской и советской науки и культуры.
Идеология интернационализма, дружбы и братского сотрудничества между народами, вошедшая в плоть и кровь советского общества, неизмеримо расширяет возможности для обогащения киргизской культуры достижениями всей многонациональной культуры народов СССР.
Октябрьская революция вместе с тем возродила к полнокровной жизни все наиболее ценное из богатого наследия киргизской народной культуры, дала ему новое развитие и вдохнула в него новое содержание.
Расцвет культуры киргизской социалистической нации представляет ообой яркий контраст упадку культуры, наблюдаемому в тех соседних странах Востока, народы которых еще страдают под игом колониализма.
Народное просвещение
На протяжении многовековой истории киргизский народ накопил богатый запас эмпирических знаний, которые, в частности, нашли отражение в народном календаре. В нем представлен оригинальный 12-месячный цикл и крайне древний счет по Плеядам (тогоол). Наряду с этим был распространен и счет по так называемому 12-летнему животному циклу, знакомый другим народам Средней Азии и известный далеко за ее пределами.
В быту киргизы до сих пор пользуются народными мерами длины и расстояния и способами определения времени. Их космогонические представления были связаны с пастушеским образом жизни. Опыт наблюдения за цветением растений и их ростом, за поведением животных и птиц позволил киргизам выработать приметы, по которым они пытались определять время наступления весны или зимы, предвидеть ее малоснежность или многоснежность, предугадывать качество будущего травяного покрова. Среди народных метеорологов (эсепчи) большой известностью в При-иссыккулье пользовался в конце XIX в. Манаке Айманбаев. Обобщая народный опыт и знания, некоторые эсепчи своими прогнозами и советами помогали скотоводам и земледельцам в их трудовой деятельности.
Совершенно исключительны познания киргизов в области живой природы. С глубокой старины им известны сотни различных горных растений, причем хорошо выяснены их ядовитые или полезные свойства как для домашних животных, так и для человека. Особой, можно сказать, виртуозности в распознавании видов и подвидов хищных птиц, использовавшихся для охоты, достигали обслуживавшие киргизскую знать опытные охотники.
Довольно точны были анатомические познания киргизов, особенно в отношении домашних животных, хорошо разработана терминология для мастей домашних животных, их возраста.
Однако, несмотря на всю их ценность, эмпирические знания не могли помочь трудящимся выйти из состояния культурной отсталости, в котором киргизский народ пребывал веками и которое лишь усугубилось в условиях колониальной политики царизма.
Всячески задерживая развитие культуры на окраинах, царизм стремился оставить киргизский народ в темноте и невежестве. До Октябрьской революции киргизы были почти сплошь неграмотными. Грамотных насчитывалось менее 2%. Это были преимущественно манапы, баи, чины местной администрации, служители культа. Грамотные женщины исчислялись десятками. На территории современной Киргизии в 1914—1915 гг. было 103 начальных, три семилетних и одна средняя школа. Во всех школах обучался 7041 ребенок и среди них всего 360 киргизских детей.
До присоединения к России обучением киргизских детей занимались приглашавшиеся манапами в собственные аилы узбекские муллы, все знания которых сводились к умению читать некоторые главы корана, который они плохо понимали. С присоединением края к России в аилах начали появляться татарские учителя, обладавшие несколько большими знаниями, чем их предшественники. Возникавшие аильные начальные школы конфессионального типа — мектебы (мектеп) — устраивались обычно при мечетях, где имелся имам, который и обучал детей. Родной язык в них не изучался. Ряд таких мектебов содержали манапы и баи; в них обучались дети их приближенных и родственников. Усвоившие грамоту получали должности писарей у волостных управителей или же какое-либо место в аппарате местной администрации. Бедняк, если он и был грамотным, обычно на такие должности попасть не мог.
Русско-туземные училища, существовавшие в некоторых пунктах (Пишпек, Ош, Кетмень-Тюбе, Пржевальск), готовили преимущественно кадры переводчиков и мелких чиновников для местного административного аппарата. Хотя количество этих училищ было крайне незначительно, а система преподавания в них не приводила к ощутимым результатам, все же они сыграли некоторую положительную роль, оказывая известное влияние на общее развитие киргизской молодежи, открывая путь для проникновения элементов русской культуры в среду киргизского населения. Овладение русской грамотой создавало предпосылки для знакомства с русской литературой. Среди учителей (их было всего 216) также имелось некоторое количество прогрессивных представителей русского народа.
Таким образом, вопреки желанию царского правительства, через школы, через общение с демократически настроенными учителями киргизский народ, хотя и медленно, начинал приобщаться к передовой русской культуре.
Последовавшая за установлением Советской власти культурная революция в Киргизии распространилась до самых отдаленных кыштаков и аилов и подняла к сознательной жизни огромные массы людей, интересы и кругозор которых дотоле замыкались в границах своего мелкого хозяйства, своего зимнего стойбища, родовой общины.
Особенно большого темпа роста достигло народное просвещение в годы довоенных пятилеток.
Ныне уже обеспечена поголовная грамотность подрастающего поколения. В республике было осуществлено всеобщее обязательное семилетнее обучение, в крупных городах — десятилетнее обучение детей.
В 1960/61 учебном году в Киргизии насчитывалось 1763 школы, из них 376 — средние. В них обучалось 380 тыс. детей, что более чем в 50 раз превышает количество детей, обучавшихся до революции. В течение 1960 г. в целом по республике бьыго достроено и приспособлено под школы помещений на 30 тыс. ученических мест. В 1961 г. строительство приобрело еще большие размеры: 33 школы на 13,7 тыс. ученических мест построены за счет госбюджета и, кроме того, 100 новых школьных зданий и около 300 пристроек сооружено на средства колхозов.
Органы народного образования проводят большую работу по укреплению связи школы с жизнью, с производством. В соответствии с законом, принятым Верховным Советом Киргизской ССР, с 1959/60 учебного года в республике начался перевод школ с семилетнего на восьмилетнее обязательное обучение, создаются одиннадцатилетние трудовые политехнические школы с производственным обучением. Новые учебные планы и программы введены в первых — пятых классах всех общеобразовательных школ. В 1960/61 учебном году в республике работало 450 восьмилетних и 300 средних школ с производственным обучением на базе промышленных предприятий, колхозов, совхозов и РТС. Организованы сотни ученических производственных бригад.
При многих сельских школах созданы интернаты, облегчающие возможность обучения детей, родители которых по разным причинам живут далеко от школы, в том числе детей колхозников, которые проводят зиму с колхозным скотом на отгонных пастбищах. Более половины интернатов полностью содержится государством, остальные организованы с частичным участием родителей. В интернатах живет около 5 тыс. учащихся. Кроме того, в 1960/61 учебном году в республике насчитывалось 38 школ- интернатов, в которых обучалось 12 тыс. детей.
Велика тяга к получению среднего образования среди молодежи, работающей на производстве. В 215 школах рабочей и сельской молодежи без отрыва от производства обучается 17,4 тыс. человек. Из года в год растет количество киргизской молодежи, получающей среднее образование. Если в 1952 г. средние школы окончили около 2500 киргизских юношей и девушек, то в 1956 г. их было уже около 4500, в том числе 1292 девушки. Теперь большая часть выпускников средних школ, иногда целые классы, остается работать в колхозах и совхозах или идет работать на промышленные предприятия.
Учащиеся киргизских школ проявляют большой интерес к изучению русского языка, преподавание которого введено во всех нерусских школах. В некоторых киргизских школах существуют кружки по изучению русского языка дополнительно к классным занятиям.
В школах Киргизии работает около 22 тыс. учителей, среди них свыше 8 тыс. киргизов. 1197 киргизских учителей имеют высшее педагогическое образование.
Школа принесла с собой не только грамотность и знания, но и многие навыки культурного быта в самые отдаленные кыштаки и аилы.
За последние годы развернуто большое строительство новых школьных зданий, в том числе в таких отдаленных высокогорных районах, как Тогуз-Тороуский, Советский, Ат-Башинский. Все большее развитие получает строительство школ силами колхозников и на средства колхозов. Только за 1956—1960 гг. колхозами было построено 194 школы на 30 800 ученических мест. Это создает возможности для перевода занятий в школах на одну смену.
Наряду с сетью общеобразовательных школ в Киргизии имеется 28 различных техникумов, педагогических училищ и других специальных средних учебных заведений. В них учится 17,2 тыс. человек. Кадры высшей квалификации готовятся в Киргизском государственном университете, политехническом, сельскохозяйственном, медицинском и педагогических институтах. Во Фрунзе создан женский педагогический институт. В восьми высших учебных заведениях в 1960/61 г. обучалось более 17 тыс. студентов. В одном лишь университете учится свыше 5 тыс. студентов и аспирантов более 30 национальностей. В большинстве вузов открыты вечерние и заочные отделения, имеются филиалы Заочного финансового и библиотечного институтов. Кроме того, в различных учебных заведениях Москвы, Ленинграда, Ташкента и других городов СССР учатся сотни киргизских юношей и девушек. В последние годы некоторые колхозы и совхозы начали за свой счет направлять девушек и юношей на учебу. В 1960 г» в сельскохозяйственном институте обучалось 50 студентов, направленных туда колхозами и совхозами и получавших от них стипендии.
Только в 1958 и 1959 гг. вузами и средними специальными учебными заведениями Киргизии выпущено 4450 специалистов с высшим образованием и 8040 — со средним образованием.
Важно отметить, что число студентов на 10 тыс. жителей в Киргизии (80) примерно в 2 раза больше, чем во Франции, в 2,5 раза больше, чем в ФРГ, и в шесть раз больше, чем в Пакистане.
В Киргизской ССР около 34% студентов высших учебных заведений и 27% — средних учебных заведений составляют киргизы. В 1960 г. здесь насчитывалось более 71 тыс. специалистов только с высшим и средним специальным образованием, в том числе 18,1 тыс. киргизов. Среди них инженеры, агрономы и зоотехники, учителя, врачи, писатели, ученые, артисты, художники. До революции лишь единичные киргизы имели высшее и среднее образование.
Велики успехи, достигнутые в области создания киргизской письменности и литературного языка. Это находит проявление в росте печатной продукции.
В первые годы после Октябрьской революции преподавание в школах северной Киргизии велось на татарском и казахском языках, а в южной Киргизии — на узбекском и татарском. Только с 1923 г. начали появляться первые учебники на киргизском языке и именно к этому году следует отнести возникновение подлинно национальной киргизской письменности. После национального размежевания Средней Азии появилась первая многотиражная печатная газета на киргизском языке — «Эркин Тоо» («Свободные горы»). С 1923 по 1928 г. официально признанным киргизским алфавитом был реформированный арабский алфавит, а с 1928 г. был осуществлен переход на латинизированный алфавит. В дальнейшем латинизированный алфавит был заменен новым, в основу которого положена русская графика.
В период зарождения современный киргизский литературный язык базировался на северной группе диалектов. Ныне, сохраняя в основном северную фонетику, в части лексики киргизский литературный язык широко использует богатство всех киргизских диалектов.
С первых же дней существования киргизский литературный язык столкнулся с массой понятий, которые до того или вовсе не были известны киргизам, или были известны в очень малой степени. Потребовались новые слова. Естественный путь для удовлетворения этой потребности состоит в расширении значения старых слов и в заимствовании новых. Буржуазные националисты в Киргизии, широко использовав первую возможность, игнорировали вторую, стремясь отгородиться от языка великого русского народа. Попытки помешать прогрессивному развитию литературного языка не имели успеха. В настоящее время киргизский язык обладает хорошо разработанной терминологией во всех отраслях знания, которая выросла в нем главным образом за счет советских, русских и интернациональных терминов. Под влиянием коренных социально-экономических изменений в жизни киргизского народа не только расширяется лексика, но отчасти изменяются морфология и синтаксис киргизского языка.
В настоящее время, удовлетворяя первую потребность в школьных учебниках, специалисты по киргизскому языку, работающие в научных учреждениях и учебных заведениях Киргизской ССР, широко разверну- ли работу по дальнейшему изучению киргизского литературного языка и диалектов и по изданию капитальных пособий. Уже изданы научная грамматика, киргизско-русский и русско-киргизский словари. Правительством Киргизской ССР утверждена подготовленная учеными совместно с работниками просвещения новая орфография. На киргизском языке ведется преподавание в начальной, средней и частично высшей школе.
До Октябрьской революции на территории Киргизии существовала одна типография (частная), в которой печаталась газета «Пишпекский листок». В настоящее время в Киргизской республике издается 140 газет, журналов и других периодических изданий, в том числе шесть республиканских, четыре областных, городские, районные газеты и многотиражки, 13 журналов общим тиражом более 600 тыс. экз. Две трети газет издается на киргизском языке, остальные — на русском, узбекском, таджикском и дунганском языках. Киргизское государственное издательство печатает большое количество политической, художественной, социально- экономической, сельскохозяйственной литературы и учебников на киргизском языке.
В 1926 г. в Киргизии было выпущено всего 16 названий книг. Их общий тираж составил 65 тыс. экземпляров. За 30 лет в республике издано свыше 10 тыс. названий книг, тираж которых достиг 67 млн. экз. Теперь в Киргизии ежегодно выпускается свыше 800 названий книг общим тиражом около 5 млн. экз. Большая их часть выходит на киргизском языке.
Огромную роль в идейной и культурной жизни киргизского народа играет издание трудов классиков марксизма-ленинизма. На киргизском языке опубликованы отдельными изданиями около ста произведений К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, издан первый том избранных произведений великих основоположников марксизма, завершается перевод «Капитала». Переведено на киргизский язык и издано массовым* тиражом Собрание сочинений В. И. Ленина. На киргизском языке напечатаны три тома сборника «КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК», массовыми тиражами выпущены учебные пособия «История КПСС», «Основы политических знаний», «Основы марксизма- ленинизма», «Основы марксистской философии», материалы XXII съезда КПСС.
Благодаря большой и разветвленной сети культурно-просветительных учреждений широкие массы киргизского населения имеют возможность приобщиться к передовой советской культуре, овладеть политическими и научными знаниями. В республике работает около 800 клубов, домов и дворцов культуры, свыше тысячи массовых библиотек, книжный фонд которых превышает 5 млн. экз., большая сеть кинотеатров и кинопередвижек*
Новая духовная жизнь киргизского народа особенно отчетливо проявляется в широком распространении печатного слова. Книга стала повседневной потребностью киргизского рабочего и колхозника. Многие из них имеют личные библиотеки, десятки тысяч являются постоянными читателями общественных библиотек. Помимо чтения издаваемых в республике газет и журналов, трудящиеся выписывают 320 тыс* экз. центральных газет и журналов.
Массовые библиотеки начали применять новые формы работы: читателям открывается доступ к книжным фондам, в небольших селениях, на колхозных фермах, на крупных стойбищах животноводов организованы пункты выдачи книг, в наиболее отдаленные селения и труднодоступные урочища выезжают энтузиасты-книгоноши; Работают и библиотеки- передвижки.
Значительное развитие получила кинофикация. В Киргизии действуют 570 стационарных и 182 передвижных киноустановки. Посещение киносеансов стало излюбленной формой проведения досуга городских и сельских жителей. 20 автокиноиередвижек обслуживают и животноводов, находящихся со скотом на отдаленных отгонных пастбищах. Там действует более 120 культурно-просветительных учреждений. К отгонщикам приезжают на гастроли артисты театров, передвижные выставки, их обслуживает свыше 50 культбригад.
Среди киргизов, и в прошлом не отличавшихся религиозным фанатизмом, получили широкое распространение атеистические взгляды. Сознание молодого поколения в подавляющем большинстве случаев свободно от религиозных предрассудков. Однако среди некоторых слоев киргизского населения еще сохраняется религиозное мировоззрение, а во многих семьях старики соблюдают религиозные обряды. Еще выполняются такие требования мусульманской религии, как обрезание мальчиков — суннепг, обряд бракосочетания — нике, религиозные праздники. Некоторые обряды связаны с пережитками доисламских верований. Хотя большая часть обрядов выполняется по привычке, под влиянием стариков или из желания не обидеть их, нельзя недооценивать отрицательного влияния религиозных пережитков (которое более ощутимо среди южных киргизов). Пережитки религиозной идеологии мешают повышению идейного и культурного уровня трудящихся. В этих условиях особое значение приобретают различные формы научно-атеистической пропаганды, которую ведут партийные организации и культурно-просветительные учреждения и благодаря которой постепенно усиливается отход населения от религии.
Все большее развитие получает за последние годы лекционная пропаганда. В ряде районов республики работают отделения Общества по распространению политических и научных знаний. В наиболее крупных пунктах созданы лектории. Многие передовые колхозы являются коллективными членами общества. Только за 1960 г. членами общества прочитано 54 тыс. лекций.
Массовой формой культурного досуга повсеместно стало радио. Радиопередачи ведутся не только на киргизском, но и на языках других национальностей. В республике насчитывается более 200 тыс. радиотран- сляционных точек. Кроме того, население пользуется 82 тыс. радиоприемников. Они имеются и во многих чабанских бригадах. В последние годы получает развитие телевидение. Помимо передачи собственных программ, Фрунзенская студия телевидения ретранслирует передачи из Алма-Аты. Передачи студии смотрят жители Чуйской долины, части Иссык-Кульской котловины, долинных районов Ошской области. В Киргизии каждый вечер включаются экраны 15 тыс. телевизоров.
Научные и политические знания несут в массы музеи. В республике работают Музей природы и Исторический музей Академии наук, Дом- музей М. В. Фрунзе, Музей изобразительных искусств в г. Фрунзе, краеведческие музеи в городах Оше, Джалал-Абаде и Пржевальске (здесь имеется также мемориальный музей Н. М. Пржевальского).
В Киргизии начала развиваться такая форма повышения культурного уровня населения, как университеты культуры. В 1961 г. 27 университетов культуры посещали тысячи слушателей.
Большое место в эстетическом воспитании населения занимает художественная самодеятельность.
В Киргизии уже создано 12 народных самодеятельных театров.
Поголовная неграмотность, широкое распространение суеверий и знахарства, оторванность от культурных центров тормозили приобщение трудовых киргизских масс к современной культуре. Но ни царизму, ни феодально-байской верхушке не удалось убить народную культуру. Она продолжала бережно сохраняться в гуще народа.
Лучшие образцы многообразного культурного наследия киргизского народа — устно-поэтические и музыкальные богатства, произведения прикладного искусства — создавались трудовым народом и вышедшими из его среды талантливыми мастерами. Они предназначались для народа и обслуживали его познавательные и эстетические запросы.
Однако с углублением классовых противоречий в развитии киргизской культуры все более отчетливо выступали две тенденции: с одной стороны — подлинно народная, демократическая, с другой — феодально-байская, стремившаяся идейно подчинить себе все творения народа. Отсюда возникали феодальные версии эпоса, появились придворные музыканты, вырабатывались малохудожественные, но пышные образцы декоративного искусства.
Создаваемая народом культура в условиях классового общества далеко не всегда была доступна самим трудящимся, ее нередко присваивали и использовали господствующие классы.
Демократические элементы киргизской культуры во второй половине XIX и в начале XX в. особенно усилились в результате сближения ее с передовой русской культурой.
Октябрьская социалистическая революция произвела коренной переворот не только в экономике, в производственных отношениях, но и во всех видах надстроек старого патриархально-феодального общества. Возникли предпосылки для создания новой культуры, национальной по форме, социалистической по содержанию. Она складывалась в упорной борьбе с буржуазными националистами, тянувшими назад, пытавшимися отравлять ядом антинародной идеологии молодые всходы новой киргизской культуры, содержание которой было принципиально противоположным старой патриархально-феодальной культуре.
Благодаря широкой и многосторонней воспитательной работе Коммунистической партии киргизский народ навсегда порвал с отсталой идеологией старого общества и воспринял новую, марксистско-ленинскую идеологию, приобщился к высшим достижениям передовой русской и советской науки и культуры.
Идеология интернационализма, дружбы и братского сотрудничества между народами, вошедшая в плоть и кровь советского общества, неизмеримо расширяет возможности для обогащения киргизской культуры достижениями всей многонациональной культуры народов СССР.
Октябрьская революция вместе с тем возродила к полнокровной жизни все наиболее ценное из богатого наследия киргизской народной культуры, дала ему новое развитие и вдохнула в него новое содержание.
Расцвет культуры киргизской социалистической нации представляет ообой яркий контраст упадку культуры, наблюдаемому в тех соседних странах Востока, народы которых еще страдают под игом колониализма.
Народное просвещение
На протяжении многовековой истории киргизский народ накопил богатый запас эмпирических знаний, которые, в частности, нашли отражение в народном календаре. В нем представлен оригинальный 12-месячный цикл и крайне древний счет по Плеядам (тогоол). Наряду с этим был распространен и счет по так называемому 12-летнему животному циклу, знакомый другим народам Средней Азии и известный далеко за ее пределами.
В быту киргизы до сих пор пользуются народными мерами длины и расстояния и способами определения времени. Их космогонические представления были связаны с пастушеским образом жизни. Опыт наблюдения за цветением растений и их ростом, за поведением животных и птиц позволил киргизам выработать приметы, по которым они пытались определять время наступления весны или зимы, предвидеть ее малоснежность или многоснежность, предугадывать качество будущего травяного покрова. Среди народных метеорологов (эсепчи) большой известностью в При-иссыккулье пользовался в конце XIX в. Манаке Айманбаев. Обобщая народный опыт и знания, некоторые эсепчи своими прогнозами и советами помогали скотоводам и земледельцам в их трудовой деятельности.
Совершенно исключительны познания киргизов в области живой природы. С глубокой старины им известны сотни различных горных растений, причем хорошо выяснены их ядовитые или полезные свойства как для домашних животных, так и для человека. Особой, можно сказать, виртуозности в распознавании видов и подвидов хищных птиц, использовавшихся для охоты, достигали обслуживавшие киргизскую знать опытные охотники.
Довольно точны были анатомические познания киргизов, особенно в отношении домашних животных, хорошо разработана терминология для мастей домашних животных, их возраста.
Однако, несмотря на всю их ценность, эмпирические знания не могли помочь трудящимся выйти из состояния культурной отсталости, в котором киргизский народ пребывал веками и которое лишь усугубилось в условиях колониальной политики царизма.
Всячески задерживая развитие культуры на окраинах, царизм стремился оставить киргизский народ в темноте и невежестве. До Октябрьской революции киргизы были почти сплошь неграмотными. Грамотных насчитывалось менее 2%. Это были преимущественно манапы, баи, чины местной администрации, служители культа. Грамотные женщины исчислялись десятками. На территории современной Киргизии в 1914—1915 гг. было 103 начальных, три семилетних и одна средняя школа. Во всех школах обучался 7041 ребенок и среди них всего 360 киргизских детей.
До присоединения к России обучением киргизских детей занимались приглашавшиеся манапами в собственные аилы узбекские муллы, все знания которых сводились к умению читать некоторые главы корана, который они плохо понимали. С присоединением края к России в аилах начали появляться татарские учителя, обладавшие несколько большими знаниями, чем их предшественники. Возникавшие аильные начальные школы конфессионального типа — мектебы (мектеп) — устраивались обычно при мечетях, где имелся имам, который и обучал детей. Родной язык в них не изучался. Ряд таких мектебов содержали манапы и баи; в них обучались дети их приближенных и родственников. Усвоившие грамоту получали должности писарей у волостных управителей или же какое-либо место в аппарате местной администрации. Бедняк, если он и был грамотным, обычно на такие должности попасть не мог.
Русско-туземные училища, существовавшие в некоторых пунктах (Пишпек, Ош, Кетмень-Тюбе, Пржевальск), готовили преимущественно кадры переводчиков и мелких чиновников для местного административного аппарата. Хотя количество этих училищ было крайне незначительно, а система преподавания в них не приводила к ощутимым результатам, все же они сыграли некоторую положительную роль, оказывая известное влияние на общее развитие киргизской молодежи, открывая путь для проникновения элементов русской культуры в среду киргизского населения. Овладение русской грамотой создавало предпосылки для знакомства с русской литературой. Среди учителей (их было всего 216) также имелось некоторое количество прогрессивных представителей русского народа.
Таким образом, вопреки желанию царского правительства, через школы, через общение с демократически настроенными учителями киргизский народ, хотя и медленно, начинал приобщаться к передовой русской культуре.
Последовавшая за установлением Советской власти культурная революция в Киргизии распространилась до самых отдаленных кыштаков и аилов и подняла к сознательной жизни огромные массы людей, интересы и кругозор которых дотоле замыкались в границах своего мелкого хозяйства, своего зимнего стойбища, родовой общины.
Особенно большого темпа роста достигло народное просвещение в годы довоенных пятилеток.
Ныне уже обеспечена поголовная грамотность подрастающего поколения. В республике было осуществлено всеобщее обязательное семилетнее обучение, в крупных городах — десятилетнее обучение детей.
В 1960/61 учебном году в Киргизии насчитывалось 1763 школы, из них 376 — средние. В них обучалось 380 тыс. детей, что более чем в 50 раз превышает количество детей, обучавшихся до революции. В течение 1960 г. в целом по республике бьыго достроено и приспособлено под школы помещений на 30 тыс. ученических мест. В 1961 г. строительство приобрело еще большие размеры: 33 школы на 13,7 тыс. ученических мест построены за счет госбюджета и, кроме того, 100 новых школьных зданий и около 300 пристроек сооружено на средства колхозов.
Органы народного образования проводят большую работу по укреплению связи школы с жизнью, с производством. В соответствии с законом, принятым Верховным Советом Киргизской ССР, с 1959/60 учебного года в республике начался перевод школ с семилетнего на восьмилетнее обязательное обучение, создаются одиннадцатилетние трудовые политехнические школы с производственным обучением. Новые учебные планы и программы введены в первых — пятых классах всех общеобразовательных школ. В 1960/61 учебном году в республике работало 450 восьмилетних и 300 средних школ с производственным обучением на базе промышленных предприятий, колхозов, совхозов и РТС. Организованы сотни ученических производственных бригад.
При многих сельских школах созданы интернаты, облегчающие возможность обучения детей, родители которых по разным причинам живут далеко от школы, в том числе детей колхозников, которые проводят зиму с колхозным скотом на отгонных пастбищах. Более половины интернатов полностью содержится государством, остальные организованы с частичным участием родителей. В интернатах живет около 5 тыс. учащихся. Кроме того, в 1960/61 учебном году в республике насчитывалось 38 школ- интернатов, в которых обучалось 12 тыс. детей.
Велика тяга к получению среднего образования среди молодежи, работающей на производстве. В 215 школах рабочей и сельской молодежи без отрыва от производства обучается 17,4 тыс. человек. Из года в год растет количество киргизской молодежи, получающей среднее образование. Если в 1952 г. средние школы окончили около 2500 киргизских юношей и девушек, то в 1956 г. их было уже около 4500, в том числе 1292 девушки. Теперь большая часть выпускников средних школ, иногда целые классы, остается работать в колхозах и совхозах или идет работать на промышленные предприятия.
Учащиеся киргизских школ проявляют большой интерес к изучению русского языка, преподавание которого введено во всех нерусских школах. В некоторых киргизских школах существуют кружки по изучению русского языка дополнительно к классным занятиям.
В школах Киргизии работает около 22 тыс. учителей, среди них свыше 8 тыс. киргизов. 1197 киргизских учителей имеют высшее педагогическое образование.
Школа принесла с собой не только грамотность и знания, но и многие навыки культурного быта в самые отдаленные кыштаки и аилы.
За последние годы развернуто большое строительство новых школьных зданий, в том числе в таких отдаленных высокогорных районах, как Тогуз-Тороуский, Советский, Ат-Башинский. Все большее развитие получает строительство школ силами колхозников и на средства колхозов. Только за 1956—1960 гг. колхозами было построено 194 школы на 30 800 ученических мест. Это создает возможности для перевода занятий в школах на одну смену.
Наряду с сетью общеобразовательных школ в Киргизии имеется 28 различных техникумов, педагогических училищ и других специальных средних учебных заведений. В них учится 17,2 тыс. человек. Кадры высшей квалификации готовятся в Киргизском государственном университете, политехническом, сельскохозяйственном, медицинском и педагогических институтах. Во Фрунзе создан женский педагогический институт. В восьми высших учебных заведениях в 1960/61 г. обучалось более 17 тыс. студентов. В одном лишь университете учится свыше 5 тыс. студентов и аспирантов более 30 национальностей. В большинстве вузов открыты вечерние и заочные отделения, имеются филиалы Заочного финансового и библиотечного институтов. Кроме того, в различных учебных заведениях Москвы, Ленинграда, Ташкента и других городов СССР учатся сотни киргизских юношей и девушек. В последние годы некоторые колхозы и совхозы начали за свой счет направлять девушек и юношей на учебу. В 1960 г» в сельскохозяйственном институте обучалось 50 студентов, направленных туда колхозами и совхозами и получавших от них стипендии.
Только в 1958 и 1959 гг. вузами и средними специальными учебными заведениями Киргизии выпущено 4450 специалистов с высшим образованием и 8040 — со средним образованием.
Важно отметить, что число студентов на 10 тыс. жителей в Киргизии (80) примерно в 2 раза больше, чем во Франции, в 2,5 раза больше, чем в ФРГ, и в шесть раз больше, чем в Пакистане.
В Киргизской ССР около 34% студентов высших учебных заведений и 27% — средних учебных заведений составляют киргизы. В 1960 г. здесь насчитывалось более 71 тыс. специалистов только с высшим и средним специальным образованием, в том числе 18,1 тыс. киргизов. Среди них инженеры, агрономы и зоотехники, учителя, врачи, писатели, ученые, артисты, художники. До революции лишь единичные киргизы имели высшее и среднее образование.
Велики успехи, достигнутые в области создания киргизской письменности и литературного языка. Это находит проявление в росте печатной продукции.
В первые годы после Октябрьской революции преподавание в школах северной Киргизии велось на татарском и казахском языках, а в южной Киргизии — на узбекском и татарском. Только с 1923 г. начали появляться первые учебники на киргизском языке и именно к этому году следует отнести возникновение подлинно национальной киргизской письменности. После национального размежевания Средней Азии появилась первая многотиражная печатная газета на киргизском языке — «Эркин Тоо» («Свободные горы»). С 1923 по 1928 г. официально признанным киргизским алфавитом был реформированный арабский алфавит, а с 1928 г. был осуществлен переход на латинизированный алфавит. В дальнейшем латинизированный алфавит был заменен новым, в основу которого положена русская графика.
В период зарождения современный киргизский литературный язык базировался на северной группе диалектов. Ныне, сохраняя в основном северную фонетику, в части лексики киргизский литературный язык широко использует богатство всех киргизских диалектов.
С первых же дней существования киргизский литературный язык столкнулся с массой понятий, которые до того или вовсе не были известны киргизам, или были известны в очень малой степени. Потребовались новые слова. Естественный путь для удовлетворения этой потребности состоит в расширении значения старых слов и в заимствовании новых. Буржуазные националисты в Киргизии, широко использовав первую возможность, игнорировали вторую, стремясь отгородиться от языка великого русского народа. Попытки помешать прогрессивному развитию литературного языка не имели успеха. В настоящее время киргизский язык обладает хорошо разработанной терминологией во всех отраслях знания, которая выросла в нем главным образом за счет советских, русских и интернациональных терминов. Под влиянием коренных социально-экономических изменений в жизни киргизского народа не только расширяется лексика, но отчасти изменяются морфология и синтаксис киргизского языка.
В настоящее время, удовлетворяя первую потребность в школьных учебниках, специалисты по киргизскому языку, работающие в научных учреждениях и учебных заведениях Киргизской ССР, широко разверну- ли работу по дальнейшему изучению киргизского литературного языка и диалектов и по изданию капитальных пособий. Уже изданы научная грамматика, киргизско-русский и русско-киргизский словари. Правительством Киргизской ССР утверждена подготовленная учеными совместно с работниками просвещения новая орфография. На киргизском языке ведется преподавание в начальной, средней и частично высшей школе.
До Октябрьской революции на территории Киргизии существовала одна типография (частная), в которой печаталась газета «Пишпекский листок». В настоящее время в Киргизской республике издается 140 газет, журналов и других периодических изданий, в том числе шесть республиканских, четыре областных, городские, районные газеты и многотиражки, 13 журналов общим тиражом более 600 тыс. экз. Две трети газет издается на киргизском языке, остальные — на русском, узбекском, таджикском и дунганском языках. Киргизское государственное издательство печатает большое количество политической, художественной, социально- экономической, сельскохозяйственной литературы и учебников на киргизском языке.
В 1926 г. в Киргизии было выпущено всего 16 названий книг. Их общий тираж составил 65 тыс. экземпляров. За 30 лет в республике издано свыше 10 тыс. названий книг, тираж которых достиг 67 млн. экз. Теперь в Киргизии ежегодно выпускается свыше 800 названий книг общим тиражом около 5 млн. экз. Большая их часть выходит на киргизском языке.
Огромную роль в идейной и культурной жизни киргизского народа играет издание трудов классиков марксизма-ленинизма. На киргизском языке опубликованы отдельными изданиями около ста произведений К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, издан первый том избранных произведений великих основоположников марксизма, завершается перевод «Капитала». Переведено на киргизский язык и издано массовым* тиражом Собрание сочинений В. И. Ленина. На киргизском языке напечатаны три тома сборника «КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК», массовыми тиражами выпущены учебные пособия «История КПСС», «Основы политических знаний», «Основы марксизма- ленинизма», «Основы марксистской философии», материалы XXII съезда КПСС.
Благодаря большой и разветвленной сети культурно-просветительных учреждений широкие массы киргизского населения имеют возможность приобщиться к передовой советской культуре, овладеть политическими и научными знаниями. В республике работает около 800 клубов, домов и дворцов культуры, свыше тысячи массовых библиотек, книжный фонд которых превышает 5 млн. экз., большая сеть кинотеатров и кинопередвижек*
Новая духовная жизнь киргизского народа особенно отчетливо проявляется в широком распространении печатного слова. Книга стала повседневной потребностью киргизского рабочего и колхозника. Многие из них имеют личные библиотеки, десятки тысяч являются постоянными читателями общественных библиотек. Помимо чтения издаваемых в республике газет и журналов, трудящиеся выписывают 320 тыс* экз. центральных газет и журналов.
Массовые библиотеки начали применять новые формы работы: читателям открывается доступ к книжным фондам, в небольших селениях, на колхозных фермах, на крупных стойбищах животноводов организованы пункты выдачи книг, в наиболее отдаленные селения и труднодоступные урочища выезжают энтузиасты-книгоноши; Работают и библиотеки- передвижки.
Значительное развитие получила кинофикация. В Киргизии действуют 570 стационарных и 182 передвижных киноустановки. Посещение киносеансов стало излюбленной формой проведения досуга городских и сельских жителей. 20 автокиноиередвижек обслуживают и животноводов, находящихся со скотом на отдаленных отгонных пастбищах. Там действует более 120 культурно-просветительных учреждений. К отгонщикам приезжают на гастроли артисты театров, передвижные выставки, их обслуживает свыше 50 культбригад.
Среди киргизов, и в прошлом не отличавшихся религиозным фанатизмом, получили широкое распространение атеистические взгляды. Сознание молодого поколения в подавляющем большинстве случаев свободно от религиозных предрассудков. Однако среди некоторых слоев киргизского населения еще сохраняется религиозное мировоззрение, а во многих семьях старики соблюдают религиозные обряды. Еще выполняются такие требования мусульманской религии, как обрезание мальчиков — суннепг, обряд бракосочетания — нике, религиозные праздники. Некоторые обряды связаны с пережитками доисламских верований. Хотя большая часть обрядов выполняется по привычке, под влиянием стариков или из желания не обидеть их, нельзя недооценивать отрицательного влияния религиозных пережитков (которое более ощутимо среди южных киргизов). Пережитки религиозной идеологии мешают повышению идейного и культурного уровня трудящихся. В этих условиях особое значение приобретают различные формы научно-атеистической пропаганды, которую ведут партийные организации и культурно-просветительные учреждения и благодаря которой постепенно усиливается отход населения от религии.
Все большее развитие получает за последние годы лекционная пропаганда. В ряде районов республики работают отделения Общества по распространению политических и научных знаний. В наиболее крупных пунктах созданы лектории. Многие передовые колхозы являются коллективными членами общества. Только за 1960 г. членами общества прочитано 54 тыс. лекций.
Массовой формой культурного досуга повсеместно стало радио. Радиопередачи ведутся не только на киргизском, но и на языках других национальностей. В республике насчитывается более 200 тыс. радиотран- сляционных точек. Кроме того, население пользуется 82 тыс. радиоприемников. Они имеются и во многих чабанских бригадах. В последние годы получает развитие телевидение. Помимо передачи собственных программ, Фрунзенская студия телевидения ретранслирует передачи из Алма-Аты. Передачи студии смотрят жители Чуйской долины, части Иссык-Кульской котловины, долинных районов Ошской области. В Киргизии каждый вечер включаются экраны 15 тыс. телевизоров.
Научные и политические знания несут в массы музеи. В республике работают Музей природы и Исторический музей Академии наук, Дом- музей М. В. Фрунзе, Музей изобразительных искусств в г. Фрунзе, краеведческие музеи в городах Оше, Джалал-Абаде и Пржевальске (здесь имеется также мемориальный музей Н. М. Пржевальского).
В Киргизии начала развиваться такая форма повышения культурного уровня населения, как университеты культуры. В 1961 г. 27 университетов культуры посещали тысячи слушателей.
Большое место в эстетическом воспитании населения занимает художественная самодеятельность.
В Киргизии уже создано 12 народных самодеятельных театров.