Просвещение в Туркестане в конце XIX-начале XX вв. Конфессиональные школы и их роль в просвещении Туркестанского края и Кыргызстана в конце XIX - начале ХХ вв. Мектебы

Первые исторические сведения о мектебе и медресе относятся к VIII в. По данным В.В. Бартольда, у мусульман с момента утверждения ислама были известны два типа школ: - начальная школа и медресе - высшая духовная школа.

Мектеб - в буквальном смысле означает «место, где пишут». Медресе, как место, где проводили лекции знатоки ислама, возникли у арабов еще в VII-VIII вв. при халифах-омейядах. По мере распространения ислама, при некоторых мечетях образовывались своего рода богословские факультеты - из них наиболее известна школа при мечети Азхар в Каире (Х в.), а также при Каабе (в Мекке). Позднее начали строить специальные здания для учебных занятий, с кельями студентов и аудиториями для лекций. Эти школы получили название «медресе» - «место учения» (от глагола «дараса» - «изучать»). Ислам быстро распространяется из Аравии на восток и запад, а вместе с ним, распространяются медресе и мектебы. «Мектебы и медресе, - писал директор Казанской учительской семинарии Н.А. Бобровников, - до недавнего времени были во всем мусульманском мире, от Марокко до Китая, одной застывшей в неподвижных формах организацией. Еще 25 лет назад, входя в мектебу или медресе в Алжире, Константинополе или Бруссе, я чувствовал себя как бы перенесенным в приволжские местности: до такой степени общая картина была тождественна. Эта однородность организации школ в столь взаимно отдаленных странах была обусловлена безраздельным господством религиозных начал над умами и сердцами мусульман и их полным подчинением авторитету прочно сложившихся традиций»

Первые сведения о медресе в Средней Азии относятся к Х в. Большое распространение они получили в XV-XIX вв. Такие крупные медресе, как медресе Улугбека в Самарканде, Мир-Араб в Бухаре и др., были основаны в XV-XVI в. на территории же современного Кыргызстана медресе возникли значительно позже - в основном во второй половине XIX в медресе создавались там, где проживало оседлое население, а кочевники-кыргызы обучали своих детей в юртах». Англичанин Дж. Вуд, в верховьях реки Оксуса (Аму-Дарьи) в 30-х гг. XIX в. описывает так киргизскую юрту-мектеб «В одной юрте дети занимались уроками под наблюдением муллы: одни учились писать, другие бормотали над истрепанными листами засаленных экземпляров Корана…» У кыргызов-кочевников мектебы обычно не имели определенного места: они помещались в юртах кочевников или под большими деревьями - чинарами или карагачем.

Очень сложно было подсчитать точное количество мектебов у кочевников-кыргызов. Так, например, в рапорте Токмакского уезда Семиреченской области от 12-13 декабря 1891 года в канцелярию степного генерал-губернатора сказано: «Киргизы кочуют небольшими аулами юрт в 10-15, таких соседних аулов иногда собираются до двух-трех сотен. Между ними появляется мулла из своих же киргиз, а иногда из узбеков. Каждый желающий обучать своих сына или дочь, входит в частное соглашение с муллой об оплате и приводит ученика. Если собирается 10-15 учеников, то начинается обучение. Число таких школ определить весьма трудно, ибо они определенного характера не имеют. По отчетам за последние три года на уезд приходится у кыргыз в среднем выводе 50 школ с учениками, а население уезда по переписи 1891 года - 84522 душ обоего пола.



Киргизы как кочевники определенных сел и деревень не имеют, случайная ссора может увеличить, или уменьшить аул и потому отношение школ к аулам определить нельзя». Из сообщений начальника Ошского уезда за 1888 год следует, что в Гульчинской, Алайской и Ак-Бууринской волостях нынешних школ вообще не было. Такое положение объясняется тем, что никакой не было записи учащихся в мектебе, следствие перекочевок аулов, в результате переходов самих мулл на другое место, число учеников постоянно менялось. Наиболее организованные мектебы на территории Кыргызстана были в оседлых поселениях - на юге Кыргызстана, где преобладали узбеки, и на севере - в городах Токмаке, Пишпеке, Пржевальске. Условия обучения в мектебе были очень тяжелые. В кочевых районах это были обычные юрты.

Мектеб в оседлых поселениях - обыкновенная постройка, очень пыльная, часто антисанитарные условия вызывали у учеников глазные и накожные заболевания. Обучение начиналось с изучения арабского алфавита, очень сложного для изучения и употребления после запоминания арабского алфавита ученик переходил к заучиванию абджада - 8 вымышленных слов - абдажд, гавваз, хутти, кальман, сагфас, карашат, саххасс, саззага - в эти слова включен весь арабский алфавит, и только потом ученик приступал к чтению по словом «Хафтьяка». «Хафтьяк» - сборник избранных мест из Корана, посвященных основным положениями вероучения.

Следующий этап - изучение Корана, затем, «Чар-Китеб» («четверокнижия») - описание мусульманских обрядов – при чтении «Чар-Китеба» ученик обучался к письму. Учителя мектебов не упражняли своих учеников в письменных работах. Даже те лица, которые прошли медресе, не умели писать литературно вообще, а на родном языке - в особенности. Арифметике не обучались, арифметические действия производили с помощью камешков. Курс обучения в мектебе продолжался в среднем четыре года. Закончившие его могли лишь читать механически знакомые книги, выводить буквы, списывать с оригинала. А нередко не умели и этого. После всего этого очень немногие одаренные ученики в возрасте не менее 14 лет поступали в медресе.