Энциклопедия Киргизской ССР: В семье братских республик

Продолжение...

Часть Первая

Часть Вторая

Возрастёт также производство продукции и в др. отраслях животновод­ства республики. Предстоит значительно повысить продуктивность скота, укрепить кормовую базу, прежде всего, за счёт освоения пригодных к орошению земель, которых в республике свыше 1 млн. га, а также более эффективного использования сенокосных угодий и от­гонных пастбищ. На осуществление этих мер респуб­лике выделяются необходимые средства и материаль­ные ресурсы. В перспективе Кирг. ССР может довести поголовье овец до 15 млн.

Основой сельскохозяйственного производства было и в дальнейшем будет зерновое хозяйство. Зерно в усло­виях республики — это не только хлеб, но и мясо, шерсть и др. продукты. Год от года в республике по­стоянно растёт число районов, колхозов и совхозов, получающих на орошаемых землях стабильные высо­кие урожаи зерна и др. продуктов. В соответствии с аграрной политикой партии в республике осуществ­ляются значительные меры по специализации, концентрации сельскохозяйственного производства и межхо­зяйственной кооперации. Для более полного .удовлетво­рения потребностей населения в овощах и фруктах вокруг городов и рабочих посёлков создаются специа­лизированные агропромышленные объединения, позво­ляющие в комплексе решать вопросы производства, за­готовок, реализации п переработки овощей, картофеля, плодов, ягод и винограда. Также действует ряд производ­ственных объединений по овощеводству, садоводству, по производству продукции животноводства, по выра­щиванию и переработке сахарной свёклы. Всё более усиливается интенсификация животноводства. Введено в строй свыше 90 молочных комплексов и ферм, ок. 10 комплексов по откорму крупного рогатого скота,, по выращиванию тёлок и откорму овец.

Выполнение стоящих перед республикой больших задач по увеличению производства и заготовок живот­новодческой продукции во многом зависит от укрепле­ния кормовой базы, от того, насколько полно будет обеспечен скот грубыми, сочными и концентрирован­ными кормами. Для решения этой исключительно важ­ной проблемы используются все пути: повышение уро­жайности кормовых культур, улучшение продуктивно­сти пастбищ, широкое внедрение современной техноло­гии заготовки, переработки и использования кормов.

В интенсивном развитии животноводства неизмери­мо велика роль кадров, а в условиях Киргизии — осо­бенно чабанов. В приветствии ЦК КПСС участни­кам Республиканского совещания овцеводов в мае 1975 отмечается, что большим вкладом в повышение эффективности овцеводства является опыт знатных ча­банов Б. Айтбаева, К. Джунушева, Т. Акматова. Очень важно, что, используя этот опыт, овцеводы республики' в трудных условиях высокогорья не только закрепляют достигнутые ранее результаты, но и добиваются новых успехов. Труженики сельского хозяйства Киргизстана успешно выполнили задание 10-й пятилетки по прода­же основных видов продукции земледелия. Государ­ству продано: зерновых —1446,7 тыс. т (102,3%), хлоп­ка-сырца—1050 тыс. г (102,3%), табака —167,6 тыс. г (107,4%), картофеля — 393,1 тыс. т (110,1%), овощей — 1235,1 тыс. т (123,5%), бахчевых — 216,4 тыс. т (106,1%), плодов и ягод —438,5 тыс. г (10-1,3%), винограда — 218,7 тыс. г (106,1%). Всё это — результат последовательного осуществления аграрной политики партии, самоотвер­женности тружеников колхозов и совхозов, городов и промышленных центров, а также большой организатор­ской и политической работы партийных, профсоюзных и комсомольских организаций, советских и хозяйствен­ных органов республики.

Социалистические преобразования в нашей стране были бы немыслимы, если бы партия с первых же дней Советской власти со всей энергией и целеустремлён­ностью не взялась за осуществление культурной рево­люции. В условиях Киргизии на самом первом, этапе культурного строительства нужно было ликвидировать неграмотность населения. Если в целом в дореволю­ционной России около трёх четвертей взрослого населе­ния было неграмотным, то положение на окраинах России было значительно хуже. Достаточно сказать, что среди киргизов грамотными были лишь 0,6%, а из каждых ста детей школьного возраста училось только четверо. Поэтому здесь одной из важнейших и перво­очередных задач, как и в др. национальных окраинах, была борьба за ликвидацию элементарной неграмотно­сти взрослого населения и создание широкой сети школ, особенно в сельской местности. Ленин указывал, что «безграмотный человек стоит вне политики, его сначала надо научить азбуке» (В. И. Ленин). Особую важность имела задача по­вышения культурного уровня и политического сознания беднейшего национального крестьянства, составлявше­го громадное большинство местного коренного населе­ния и являвшегося при почти полном отсутствии про­летариата по существу основной социальной базой формирования новой советской национальной интелли­генции и национального отряда рабочего класса.

Как и по всей стране, в Киргизии начало борьбы за ликви­дацию неграмотности было положено ленинским декре­том от 26 дек. 1919 «О ликвидации безграмотности на­селения РСФСР», в котором указывалось, что всё насе­ление республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умею­щее читать или писать, обязано обучаться грамоте по желанию на родном или русском языке. Однако для широкого развёртывания школ ещё не хватало средств, учителей, да и просто грамотных людей для привлечения к этой работе. В ликвидации неграмотно­сти, развитии народного образования, как и в решении др. проблем, киргизский народ постоянно ощущал большую заботу и внимание Коммунистической партии и Советского государства, бескорыстную братскую по­мощь советских народов, прежде всего, русского народа. «В те дни,— говорилось на Всесоюзном съезде учите­лей 4 июля 1968,— народное просвещение называли третьим фронтом молодой Советской республики наряду с обороной и восстановлением народного хозяйства. С первых же дней народное образование складывалось и развивалось с учётом национального многообразия на­шей страны на прочных основах ленинской политики дружбы народов».

Ещё в 1918 правительство Россий­ской Федерации выделило Туркестанской республике на нужды просвещения 177 млн. руб., что позволило укрепить здесь учебно-материальную базу школ. В 1925 Президиум ЦИК Союза Советских Социалистических Республик выделил Киргизии из общегосударственного бюджета дополнительно 300 тыс. руб., в том числе 100 тыс. руб. на народное образование. Особый размах приобрела борьба за грамотность с середины 1929 после принятия постановления Центрального Комитета ВКП «О работе по ликвидации неграмотности», в ко­тором указывалось: «Наличие почти поголовной негра­мотности населения в ряде восточных республик и об­ластей, а также среди отдельных национальных мень­шинств выдвигает задачу ликвидации неграмотности в качестве основной и важнейшей задачи всей куль­турной работы в этих районах» (КПСС о культуре, про­свещении и науке). Сб. документов, М., 1963, с. 197).

Бесспорно, одним из самых убедительных свидетель­ств торжества ленинской национальной политики пар­тии является создание, национальной письменности киргизского народа. Она возникла в 1924 на базе ре­формированного арабского алфавита. Однако вскоре жизнь показала неприемлемость арабской графической основы для киргизской письменности. Реформирован­ный арабский алфавит был сложен для усвоения, не­удобен технически, не отражал особенностей киргиз­ского языка,- по существу тормозил распространение грамотности в широких слоях народа. Уже в 1925 сре­ди трудящихся высказывалось требование об отказе от арабского алфавита и замене его другим, более доступ­ным алфавитом, построенным на базе латинской гра­фики. Был разработан новый алфавит на латинской основе. Президиум ЦИК Киргизской АССР постановил: «С 1 января 1930 года совершенно изъять из употреб­ления старый (арабский) алфавит во всех отраслях производства па всей территории Киргизской АССР, заменив его (старый алфавит) новым киргизским на­циональным латинизированным алфавитом». Латинизи­рованный алфавит использовался 12 лет. За это время наряду с ростом социалистической экономики Киргиз­стана развивались наука, культура и искусство, обо­гащался киргизский литературный язык. Однако дальнейшее сохранение латинизированного алфавита в ка­честве основы киргизской письменности было нецеле­сообразно. В 30-х гг. шёл интенсивный процесс роста культуры киргизского народа на основе глубокого и всестороннего сближения с культурами русского и др. народов нашей страны. Русский язык всё больше ста­новился средством межнационального общения, и в связи с этим встал вопрос о переводе киргизской письменности с латинизированного на новый алфавит, основанный на русской графике, который обеспечивал бы более успешное изучение русского языка.

В марте 1939 через периодическую печать республи­ки в порядке обсуждения был поставлен вопрос о пере­воде киргизской письменности на новый алфавит, основанный на русской графике. Это предложение сра­зу же нашло широкий отклик общественности Киргизстана, горячее одобрение со стороны представителей интеллигенции, рабочих и колхозников, всех трудящих­ся республики. К осени 1939 Институт киргизского язы­ка и письменности заканчивает разработку проекта нового алфавита. Несколько позже созывается собра­ние интеллигенции и рабочих Фрунзе, на котором об­суждается вопрос о переводе киргизской письменности на русский алфавит. Участники собрания единодушно одобрили намечаемую реформу киргизской письменно­сти. Проект нового киргизского алфавита, построенного на основе русской графики, публиковался в республи­канской печати, почти в течение двух лет широко и всесторонне обсуждался в народе и получил единодуш­ное одобрение. Проект нового алфавита состоял из 36 букв, в нём полностью использован состав русского алфавита с добавлением трёх букв, отражающих специ­фические для киргизского языка звуки. 4 съезд Ком­партии Киргизии в марте 1940, рассмотрев вопрос о переводе письменности с латинизированного на рус­ский алфавит, поставил задачу провести его в течение 1940—1941. В 1940 Совет Народных Комиссаров СССР и ЦК ВКП разрешили начать перевод делопроиз­водства в государственных учреждениях, общественных организациях и периодической печати республики с латинизированного на русский алфавит с 1 янв. 1941, преподавание и обучение в школах — с 1 сент. 1940, в первую очередь в младших классах, предварительно подготовив к этому учительские кадры и издав необ­ходимые учебники на новом алфавите. С тех пор, как киргизская письменность была переведена на русский алфавит, прошло 40 лет. Время и жизнь показали, что киргизский народ сделал правильный выбор.

Советская власть уничтожила всякие национальные, в т. ч. языковые привилегии и создала условия для свободного развития языков всех народов нашей стра­ны. В Киргизии за полвека издано свыше 28 тыс. на­званий книг и брошюр общим тиражом около 200 млн., экземпляров, в т. ч. на киргизском языке — о. 15 тыс. названий тиражом о. 120 млн. экземпляров. На кир­гизском языке ведётся обучение почти в 1 000 общеоб­разовательных школах, киргизский язык и литература преподаются в средних специальных и высших учеб­ных заведениях. На киргизском языке издаётся 60 районных, областных, республиканских и др. газет ра­зовым тиражом свыше 775 тыс. экземпляров, 17 жур­налов и других периодических изданий годовым тира­жом свыше 8 607 тыс. экземпляров.

В общем русле осуществления ленинского плана культурной революции шёл процесс формирования национальной интеллигенции. Создание национальной интеллигенции имеет свои особенности, продиктован­ные коренной ломкой всего патриархально-феодального уклада жизни ранее отсталых народов Советского Вос­тока. Огромная потребность в формировании и бурном росте работников умственного труда, интеллигенции была продиктована самой сущностью созидания нового общества, развитие которого с самого начала направ­ляется сознательно и планомерно в соответствии с объективными закономерностями, раскрытыми марк­систско-ленинской наукой. Без многочисленных, без­гранично преданных великим идеям социализма, делу партии и народа высококвалифицированных кадров специалистов самых различных отраслей народного хо­зяйства, культуры, науки невозможно успешное строи­тельство социалистического общества. Сама жизнь на­стоятельно диктовала необходимость формирования национальных кадров, ибо судьба реализации политиче­ской линии партии в решающей мере теперь зависела от кадров, призванных мобилизовать трудящихся на претворение её в жизнь. «Политика,— указывал В; И. Ленин,— ведётся через людей» (В. И. Ленин, Полн., собр. соч., т. 45, с. 123). Именно высококвалифициро­ванные кадры являлись решающим звеном партийного руководства в сложных условиях некапиталистического развития. Надо учитывать и другое.

В Киргизии, как и во многих других бывших колониальных окраинах России, не было национальных кадров, политических руководителей, прошедших суровую школу подполья в предреволюционный период. Без такого закалённого ядра кадров, прошедших школу борьбы с буржуазией и колонизаторской политикой царизма, способных объединить вокруг себя подлинно интернационалисти­ческие силы, реализация задач социалистического пере­устройства края представляла неимоверную трудность. Особая острота вопроса о подготовке кадров в Кирги­зии определялась и тем, что крайне мало было старых специалистов, лояльно относившихся к Советской влас­ти. Партийная организация их использовала, но это далеко не решало всей проблемы. К вышесказанному следует добавить, что образование советской государ­ственности киргизского народа, формирование в связи с этим партийного и хозяйственного аппарата потребо­вали сразу большого числа подготовленных работников и в первую очередь коренной национальности. «Теперь хозяином,— писал в наказе Совета Труда и Обороны местным советским учреждениям В. И. Ленин в 1921 году,— является рабоче-крестьянское государство, и оно должно поставить широко, планомерно, систематично и открыто дело подбора наилучших работников по хозяй­ственному строительству, администраторов и организа­торов специального и общего, местного и общегосудар­ственного масштаба» (В. И. Ленин, Полн. собр. соч., т. 43, с. 280).



Основой успешного решения острейшей для Кирги­зии проблемы подготовки кадров была интернациональ­ная помощь братских народов, прежде всего, великого русского народа, которая проявлялась всеобъемлющим образом. В первые же годы Советской власти в Киргизию направлялись из развитых районов России инже­нерно-технические работники, квалифицированные ра­бочие для оказания помощи в решении этой пробле­мы. Ленинским духом подлинного интернационализма была проникнута сама политика партии и Советского государства в области подготовки национальных кад­ров. ЦК партии постоянно обращал внимание на необ­ходимость учитывать национальные моменты в подбо­ре кадров. Практическая деятельность КПСС направ­лялась на то, чтобы местные национальные кадры це­ликом брали дело в свои руки. И это полностью себя оправдало. Разумеется, вначале в силу неопытности молодых специалистов, недостатка знаний не обходи­лось без издержек и определённых отклонений, но тем не менее политический выигрыш был огромный. Это, бесспорно, было проявлением подлинного интернационализма, глубокого доверия к национальным кадрам, сильнейшим оружием, выбивавшим почву из-под ног буржуазных националистов.

С каждым годом укрепления Советской власти в по­литическую жизнь вступали всё новые массы людей, из которых формировались руководящие партийные и советские работники. Наиболее массовой формой под­готовки кадров в первые годы существования автономной области, а затем Киргизской АССР, как и многих национальных районов страны, были различные курсы. Наряду с созданием широкой местной сети курсовой подготовки кадров большое значение имело направле­ние представителей местных национальностей на раз­личные курсы за пределы республики. Особенности подготовки кадров в Киргизии состояли в том, что здесь вследствие малочисленности пролетариата нацио­нальная трудовая интеллигенция формировалась в ос­новном из представителей крестьянства, и влияние на неё мелкобуржуазной идеологии, различных патриар­хально-феодальных пережитков было значительное.

В этих условиях исключительно важное значение при­обретала активизация работы по идейно-теоретическо­му вооружению кадров, политическому воспитанию трудящихся масс. Эта громадная по объёму работа требовала большой армии квалифицированных идеоло­гических работников, и такие кадры готовились час­тично в совпартшколе республики, а значительная часть их — в коммунистических университетах Москвы и Ленинграда, других братских республик, в частности, в Среднеазиатском коммунистическом университете, Коммунистическом университете трудящихся Востока и др. К 1930 в Среднеазиатском коммунистическом уни­верситете (САКУ), например, обучалось 150 киргизов. В результате такой практической помощи со стороны ЦК ВКП и его Среды в республике увеличи­лось число партийных, идеологических кадров, повы­сился их идейно-политический уровень. К концу 1936 из 503 пропагандистов республики 156 окончили ком-вузы, 101 — совпартшколы и 245 — курсы пропагандис­тов. Постоянной и весьма действенной формой помощи была посылка Центральным Комитетом ВКП и его Среднеазиатским Бюро опытных подготовленных работ­ников в среднеазиатские республики. Уже в первые годы после образования Киргизской автономной об­ласти, а затем республики сюда было направлено бо­лее 250 партийных и советских работников. Приехав­шие и республику партийные кадры передавали свой богатый опыт и знания местным работникам. Это по­зволило укреплять наиболее ответственные участки социалистического строительства зрелыми работниками, усиливать интернациональное воспитание местных кад­ров. В результате, если в 1925 из 132 секретарей пар­тийных ячеек всего лишь 2 имели высшее, 6 — среднее, 104 — начальное образование, а 20 были малограмот­ными и 2 —даже неграмотными, то в 1937 среди сек­ретарей партийных ячеек малограмотных уже не было, 21 человек имел общее высшее, 64 —среднее, 14 — высшее политическое и 43 —среднее политическое об­разование. Значение этого факта было исключитель­ным, если иметь в виду то, что именно из среды данных работников в последующем формировались кадры рес­публиканского звена, возглавлявшие борьбу коммунис­тов и трудящихся республики за неуклонное претво­рение генеральной линии партии, воплощение в жизнь её национальной политики. Помощь со стороны РСФСР

и других братских республик не ослабевала и в по дующие годы. Уделяя этому- делу серьёзное внимав СНК СССР и ЦК ВКП обязали Наркомзем и другие наркоматы СССР дополнительно откомандировать в Киргизию большую группу выпускников центральных вузов, высококвалифицированных специалистов, науч­ных работников, инженеров, деятелей литературы и искусства. Всего за 1937—1940 сюда прибыло ок. 600 учи­телей с высшим и средним образованием, более 500 спе­циалистов промышленности, сельского хозяйства и дг. Наконец, неоценимую помощь в подготовке специа­листов высшей и средней квалификации для различ­ных отраслей народного хозяйства и культуры оказали высшие учебные заведения др. республик, так как до революции и в первые годы Советской власти Кирги­зия их не имела. В 1926 создаются специальные окруж­ные вербовочные комитеты по отбору и командирова­нию учащихся Киргизии в учебные заведения цен­тральных районов России.

Первое среднее специальное учебное взведение в республике было открыто в 1925. Это был Институт народного просвещения, преобразованный в 1928 в Центральный республиканский педагогический техникум. Первенец высшего образования республики — Киргиз­ский педагогический институт был открыт в г. Фрунзе в 1932, а через год был организован Зооветернарный институт. Высшие учебные заведения страны преж­де всего, вузы Российской Федерации принимали самое активное участие в становлении и развитии высшей школы республики. Москва, Ленинград и др. города Со­ветского Союза направляли во Фрунзе лабораторное оборудование, учебные приборы, научную литературу.

Организаторами и преподавателями первых высших и средних специальных учебных заведений в Киргизии были представители великого русского народа и дру­гих братских народов СССР. По направлению Комите­та Высшей школы СССР, РСФСР и дру­гих братских республик в Киргизию приехали десятки педагогов, научных работников. Уже в 1935 Советский Киргизстан получил первых специалистов с высшим образованием, подготовленных непосредственно в республике. В Киргизской ССР успешно действует цель­ная, стройная система высшего и среднего специально­го образования, подготовка специалистов ведётся прак­тически по всем важнейшим отраслям народного хозяйства, науки и культуры. В 10 высших и 41 среднем специальном учебных заведениях республики обучает­ся свыше 104 тыс. человек, из них 55 тыс.— студенты вузов. За время своего существования (к 1981) эти учебные заведения выпустили 144,3 тыс. специалистов с высшим и 218,4 тыс. со средним специальным обра­зованием. В 1979 в народном хозяйстве республики работали 257 тыс. специалистов, из них 117 тыс. с выс­шим и 140 тыс. со средним специальным образованием, подавляющее большинство которых являлось выпуск­никами вузов и техникумов самой республики (во всей дореволюционной России таких специалистов было 190 тыс.). Только за годы 10-й пятилетки в народное хозяйство республики влились 78,4 тыс. выпускников вузов и техникумов. Изменился социальный состав студентов. Всё больше в вузы и техникумы приходит молодёжь, прошедшая трудовую школу на производ­стве, ок. 70% обучающихся являются рабочими и кол­хозниками или их детьми.

Создание в Киргизии, как и в других республиках Советского Востока, в небывало короткий исторический срок современной базы подготовки квалифицирован­ных специалистов, формирование национальной интел­лигенции является ярким свидетельством превосходст­ва социализма над капитализмом, преимуществ разви­тия ранее отсталых народов в составе крупного много­национального социалистического государства. Опираясь на братскую помощь трудящихся передовых на­ций и самого союзного государства, под руководством Коммунистической партии, вооружённые передовой теорией, в течение жизни одного поколения ранее от­сталые народы сумели пройти сложный путь от пат­риархально-феодальных отношений к развитому социа­лизму, минуя мучительную стадию капитализма. На современном этапе коммунистического строительства неизмеримо возросла потребность в широко образован­ных, высококвалифицированных специалистах, глубоко знающих научные основы управления производством владеющих достижениями науки и техники. В партии и стране создана творческая, деловая обстановка рабо­ты с кадрами, созданы условия для их роста, проявле­ния способностей.

Главной социальной базой подго­товки новых кадров нынешней интеллигенции являют­ся выросшие за годы Советской власти количественно и качественно рабочий класс и колхозное крестьянство. Партийные организации Киргизии неукоснительно ру­ководствуются ленинским принципом подбора, расста­новки и воспитания кадров, решениями съездов пар­тии, пленумов ЦК КПСС. Профессиональная компе­тентность и опыт организаторской работы отличают основную часть кадров специалистов, занятых в про­мышленности. Среди руководителей ведущих отраслей промышленности республики (машиностроения, элек­тротехнической и угольной промышленности, цветной металлургии) 85,5%—специалисты с высшим образо­ванием. Большим завоеванием партийной организации республики является обеспечение квалифицированны­ми кадрами всех отраслей сельского хозяйства. В реше­нии проблем ускорения научно-технического прогресса и интенсификации сельского хозяйства партия уделяла большое внимание вопросам улучшения работы с кад­рами, создания стройной системы подготовки и пере­подготовки специалистов и организаторов производства, а также работников массовых профессий. Многое сде­лано по укреплению квалифицированными кадрами колхозов, совхозов, сельскохозяйственных органов, вос­питанию их в духе высокой ответственности за пору­ченное дело, непримиримости к недостаткам.

большое число специалистов, окончивших вузы и сред­ние специальные учебные заведения. В то же время ежегодно многие выпускники учебных заведений Кир­гизии направляются в другие республики. Так, только в 1960—79 в Киргизию прибыло ок. 15 тыс. специалис­тов с высшим и средним образованием, а за её преде­лы в этот период были направлены почти 4 тыс. спе­циалистов. Эти факты являются ярким выражением последовательного и неуклонного осуществления ле­нинской национальной политики партии, подлинного равенства и нерушимой дружбы народов Советского Союза.

Ныне, когда партия выдвинула и решает важнейшую историческую задачу — органически соединить дости­жения научно-технической революции с преимущест­вами социалистической системы хозяйства, успех в её осуществлении во многом зависит от того, в какой ме­ре работники народного хозяйства, науки и сферы управления подготовлены в научно-техническом отно­шении, в какой мере они овладели современными ме­тодами управления, насколько глубоко разбираются в объективных закономерностях социалистического производства. Чтобы управлять, учил В. И. Ленин, «нужно быть компетентным, нужно полностью и до точности знать все условия производства, нужно знать технику этого производства на её современной высоте, нужно иметь известное научное образование» (В. И. Ле­нин, Полн. собр. соч., т. 40; с. 215). Наша страна до­стигла высокого уровня культуры и образованности широких масс трудящихся. На тысячу человек занято­го населения страны в 1970 имели высшее и среднее (полное и неполное) образование в городах — 748 чело­век, в сельской местности — 499. В 1979 эти показатели соответственно повысились — 863 и 693 человека. Те же изменения характерны и для Киргизии. В 1970 в республике высшее и среднее образование имели 740 человек на тысячу городского и 569 — на тысячу сель­ского населения, а в 1979 — соответственно 861 и 760 человек.

Социализм широко раскрыл таланты и творческие силы киргизского народа. Социалистическая по содер­жанию, по главному направлению своего развития, на­циональная по форме и интернационалистическая по своему духу и характеру культура киргизского народа выступает как важнейшее средство партии в деле ком­мунистического воспитания трудящихся. Писателями, художниками, композиторами, кинематографистами и деятелями театра Киргизстана создано немало произ­ведений, в которых с позиций коммунистической пар­тийности и идейности отображаются трудовые сверше­ния советских людей, их духовный мир. Многие произ­ведения литературы и искусства известны далеко за пределами республики. Замечательные достижения дея­телей литературы и искусства Киргизстана неразрывно связаны с завоеваниями всей советской многонацио­нальной культуры. Своими успехами они обязаны пло­дотворной учёбе у талантливых художников братских народов, и, прежде всего, великого русского народа. Осваивая лучшие традиции и достижения братских на­родов, киргизская литература и искусство в то же время вносят свою достойную лепту в сокровищницу советской многонациональной социалистической куль­туры. «Искусство,— говорил Максим Горький,— начи­нается с фольклора, собирайте фольклор своего народа, учитесь у него и работайте над ним». В республике этот завет строго хранится и выполняется. С первых лет Советской власти проявляется большая забота об историческом и культурном наследии киргизского на­рода. Хранителями и продолжателями устного поэтич. творчества были исполнители народных песен — акыны, манасчи, ырчи (кирг. манасчы, ырчы) и др. Они в по­словицах, поговорках, эпосе, сказках, легендах, преда­ниях донесли до наших дней высокую поэзию и муд­рость народа. Для сбора материалов народного творчества (пословиц, поговорок, загадок и т. д.) широко использовались красные чайханы, красные юрты, дома дехканина, школы, привлекались выезжавшие на кани­кулы студенты. Уже в 1928 удалось собрать и выпус­тить 30 печатных листов произведений народного твор­чества. Эта работа не прекращается и поныне. В февр. 1938 поэты, акыны, сказители совместно с поэтами-переводчиками впервые широко ознакомили обществен­ность Москвы со своим литературным творчеством. За успехи в развитии киргизской советской литературы и в создании национального театрального искусства 10 писателей республики были награждены орденами и медалями Советского Союза.

Продолжение следует...