Промышленность. Транспорт и связь Киргизской ССР

Киргизы не успели пройти стадии капиталистического развития и поэтому почти не имели промышленного пролетариата. Киргизская беднота и многочисленный сельскохозяйственный пролетариат с начала XX в. постепенно выделяли из своей среды первые десятки и сотни киргизов- рабочих, труд которых применялся в мелкой, полукустарной капиталистической промышленности. Но это были преимущественно сезонные рабочие. Условия труда и быта этих рабочих были исключительно тяжелыми. Владельцы предприятий применяли хищнические методы добычи и обработки сырья, отсталую технику. Машин и механизмов почти не было, господствовал ручной труд. Киргизские рабочие, подвергавшиеся жестокой эксплуатации, получали нищенскую заработную плату. Работать им приходилось до 14—16 часов в сутки. Охрана труда отсутствовала. Рабочие ютились или в тесных казармах, или в землянках и лачугах, иногда в шалашах, покрытых рваными войлоками. Одежды и постельных принадлежностей не хватало. Главной пищей были лепешки и похлебка из муки. Болезни и ранняя смертность становились уделом многих рабочих.
Возглавленная Коммунистической партией и Советской властью работа по созданию в Киргизии промышленных очагов потребовала больших усилий и борьбы с маловерами и прямыми врагами. Буржуазные националисты пытались задержать рост индустриализации Киргизии, оставить ее на положении аграрной страны. В результате осуществления первых пятилетних планов развития народного хозяйства Киргизия превратилась в индустриально-аграрную республику. Создание высокоразвитой социалистической промышленности с помощью братских народов СССР и прежде всего русского народа является большим завоеванием киргизского народа. Теперь промышленная продукция составляет больше трех четвертей валовой продукции народного хозяйства Киргизии.
Базой для развития многих отраслей современной промышленности в Киргизии являются ее богатые сырьевые ресурсы. За последние десятилетия здесь выявлено много месторождений различных полезных ископаемых. Большая часть всех среднеазиатских запасов каменного угля сосредоточена на территории Киргизии. Здесь открыты крупные месторождения нефти и газа, цветных металлов (олова, свинца, цинка, меди), редких элементов. В различных районах встречаются залежи серы, асбеста, минеральных красителей.
За годы Советской власти полностью реконструирована каменноугольная промышленность Киргизии, ставшая теперь топливной базой среднеазиатских республик. Центрами угольной промышленности Киргизии являются Кызыл-Кия, Сулюкта, Кок-Янгак, Таш-Кумыр. Создана нефтегазовая промышленность. Построены оборудованные современной техникой рудники с обогатительными фабриками по добыче цветных и редких металлов, горнометаллургический комбинат им. Фрунзе. Задымили трубы первых машиностроительных и металлообрабатывающих предприятий: Фрунзенского завода сельскохозяйственного машиностроения, Новотроицкого машиностроительного завода, завода «Красный металлист».
Большое развитие получила легкая и текстильная промышленность. Она представлена крупным шелкоткацким комбинатом в г. Оше, хлопкопрядильной, несколькими трикотажными, швейными и обувными фабриками, кожевенными заводами, суконной и чулочной фабриками. Имеется также несколько хлопкоочистительных заводов, пенько-джутовая фабрика, заводы по переработке новолубяных культур, комбинаты легкой промышленности в городах Оше, Пржевальске, Джалал-Абаде.
Пищевая промышленность Киргизии обогатилась такими крупными предприятиями, как Фрунзенский и Рыбачинский мясокомбинаты, Токмакский овощеконсервный и Джалал-Абадский витамино-консервный комбинаты.
Особенно широко развернулось строительство сахарных заводов в Чуйской долине, где свеклосеяние имеет теперь большой удельный вес в сельском хозяйстве. Уже действуют Кантский и Кара-Балтинский сахарные комбинаты, Токмакский, Беловодский, Новотроицкий сахарные заводы. Построены также молочные и маслобойные заводы, табачная фабрика и другие предприятия пищевой промышленности.
Заново созданы такие отрасли промышленности, как горнохимическая, полиграфическая, лесная, фармацевтическая. Лесная промышленность развивается главным образом на востоке республики, где расположены несколько напоминающие тайгу хвойные леса, в которых главное место занимает тяныпаньская ель, достигающая иногда высоты 50 м и более. В южной Киргизии растут реликтовые лиственные леса, состоящие из грецкого ореха, яблони, клена, алычи (дикая слива). Большой известностью пользуются живописные леса в урочище Арсланбоб—излюбленное место отдыха окрестного населения.
Одновременно с развитием промышленности шло создание энергетической базы. В пределах Тянь-Шаня берут начало многие реки, играющие большую роль в народном хозяйстве среднеазиатских республик. Это — Нарын и Кара-Дарья, после слияния получающие название Сыр-Дарьи, Чу, Талас, Сох, Исфара, Кызыл-Су. Воды их используются для орошения местных плодородных почв — сероземов. Благодаря этим рекам Киргизия располагает огромными потенциальными гидроэнергетическими ресурсами, открывающими широкие возможности для строительства гидроэлектростанций. По этим запасам Киргизия занимает третье место в СССР. Уже построено несколько крупных гидроэлектростанций и более мелких, районного значения, создана сеть сельскохозяйственных и межколхозных гидроустановок. Электрифицировано99% совхозов и 74% колхозов. Всего в Киргизии насчитывается свыше 700 электростанций. Производство электроэнергии увеличилось с 0,8 млн. квтч в 1928 г. до 871 млн. квтч в 1960 г. В 1962 г. введена в эксплуатацию крупнейшая в Средней Азии Уч-Курганская ГЭС мощностью 180 тыс. квт — первая из каскада гидростанций, мощностью в несколько миллионов киловатт, которые будут возводиться на р. Нарыне и явятся частью общей энергетической системы Средней Азии и Казахстана. Уч-Курганская ГЭС даст энергию не только югу республики, но и народному хозяйству братского Узбекистана.
Развитие промышленности потребовало крупных капитальных затрат. Государственные капитальные вложения в народное хозяйство Киргизии исчисляются сотнями миллионов рублей.
На территории Киргизии имеется около 5 тыс. промышленных предприятий. Все они вместе взятые дают теперь за неделю столько продукции сколько вся дореволюционная промышленность Киргизии давала в течение целого года. По сравнению с 1913 г. объем промышленного производства увеличился в 1960 г. в 61 раз. Характерно, что в Киргизии добывается теперь нефти на душу населения в 17 раз больше, чем в Турции, и в 60 раз больше, чем в Японии. Угля добывается ежегодно более млн. т, что равно добыче в Италии и Испании вместе взятых, или в 4 раза больше, чем в Иране и Пакистане вместе взятых. Производство электроэнергии, угля, сахара в Киргизии на душу населения в 5 раз больше, чем в Турции.
После XX съезда КПСС в республике по существу заново созданы промышленность приборостроения, сборного железобетона, газовая и некоторые другие.
За это время в Киргизии введены в строй такие новые крупные промышленные предприятия, как завод физических приборов, электромеханический завод, завод «Киргизкабель», велосборочный завод, швейная фабрика «40 лет Октября» (она производит основную массу швейных изделий в республике), каменноугольные разрезы «Кара-Су» и «Алмалык», первая очередь Фрунзенской ТЭЦ.
Начато строительство в г. Фрунзе одного из самых больших в СССР камвольно-суконного комбината на 40 тыс. прядильных веретен, который будет перерабатывать всю шерсть, поставляемую Киргизией. Его ежегодная мощность — около 9 млн. м высококачественной шерстяной ткани (бостона, метро, габардина), 534 т шерстяной пряжи для трикотажной промышленности. Сооружаются Ошский хлопчатобумажный комбинат, угольная шахта в Джинджигане, крупнейший в Средней Азии Каиндинский сахарный завод, цементный завод в Канте, завод крупнопанельного домостроения в г. Оше.
Многообразны экономические связи Киргизии. Теперь она не только получает промышленную продукцию из всех экономических районов страны, но уже из самой Киргизии вывозится промышленная продукция в 102 экономических района СССР. Часть производимых в Киргизии машин и товаров идет на экспорт в 25 стран. Экспортируются металлорежущие станки, сельскохозяйственные машины, электродвигатели, точные приборы, медицинские аппараты, обувь.
В результате Великой Октябрьской социалистической революции и проводимой Коммунистической партией политики индустриализации страны в Киргизии вырос рабочий класс — ведущая сила киргизской социалистической нации. В народном хозяйстве республики заняты сотни тысяч рабочих, инженерно-технических работников и служащих. Па сравнению с дореволюционным временем численность промышленных рабочих в республике, среди которых теперь много киргизов, выросла более чем в 60 раз. Из них три четверти заняты в крупной промышленности. Киргизский рабочий класс живет и трудится в условиях, не имеющих ничего общего с прежним полуголодным существованием киргизских пролетариев.
Многие рабочие-киргизы овладели сложными специальностями, стали высококвалифицированными рабочими и мастерами. У них шести- и семичасовой рабочий день.Они имеют свободное время для повышения своего политического и культурного уровня, для общественной деятельности, воспитания детей. Благодаря росту производительности труда и заботе Советского государства о повышении материального благосостояния трудящихся непрерывно растет заработная плата рабочих и служащих.
Кроме заработной платы, рабочие обеспечиваются ежегодными оплачиваемыми отпусками, бесплатной медицинской помощью, льготными путевками в санатории и дома отдыха. К их услугам широкая сеть культурно-просветительных учреждений: дворцов культуры, библиотек, клубов. Вечерние школы, технические курсы, ремесленные училища заполнены молодым поколением рабочего класса, свободным от ярма капиталистической эксплуатации, которое влачили на себе их отцы и деды. В настоящее время в 29 ремесленных училищах обучается около 8 тыс. юношей и девушек.
Среди промышленных рабочих все более расширяется соревнование за звание коллективов и ударников коммунистического труда. Сотни бригад уже удостоены этого почетного звания. В числе передовиков соревнования Правительство СССР в мае 1960 г. наградило медалью «За трудовую доблесть» 16 рабочих промышленных предприятий Киргизии, в том числе четырех киргизов. За выдающиеся производственные успехи и проявленную инициативу в организации соревнования за звание бригад и ударников коммунистического труда Сайдулле Тишееву— плавильщику Кадамджайского металлургического завода Южного горнометаллургического комбината им. Фрунзе — присвоено звание Героя Социалистического Труда. В 1961 г. впервые присвоено звание предприятий коммунистического труда Фрунзенской прядильно-ткацкой фабрике и локомотивному депо ст. Пишпек.
В соответствии с семилетним планом развития народного хозяйства страны, одобренным XXI съездом КПСС, промышленность Киргизской ССР будет развиваться еще более быстрыми темпами.
Производство валовой промышленной продукции в Киргизии увеличится в 2,2 раза, в то время как по СССР намечено увеличение в 1,9 раза. Это яркий пример того, как претворяется в жизнь ленинская национальная политика, открывающая простор для мощного развития производительных сил и неограниченного использования природных ресурсов каждой союзной республики в тесной связи с ростом экономики всего Советского Союза. Капитальные вложения в народное хозяйство Киргизии предусмотрены в течение семилетки в объеме 10,5 млрд. руб., что равняется объему капиталовложений за четыре пятилетки.
Ежегодный прирост промышленной продукции намечен в среднем на 12,5%.
Большое развитие получит нефтяная и новая для Киргизии газовая промышленность. Добыча нефти будет доведена в 1965 г. до 1,5 млн. т, т. е. увеличится в 3 раза по сравнению с 1958 г., добыча газа составит более 2 млрд. куб. м. В 1965 г. г. Фрунзе будет подключен к газопроводу Ташкент — Чимкент — Джамбул — Фрунзе — Алма-Ата. Киргизия увеличит к концу семилетки добычу угля до 4 млн. т. Получит развитие новая отрасль промышленности — химическая. Будет дальше расти цветная металлургия. Наряду со значительным увеличением добычи ртути и сурьмы (в этих отраслях Киргизия занимает ведущее место в Советском Союзе) вырастет производство свинцового концентрата.
В Киргизии предусмотрен также рост выработки электроэнергии в 3,6 раза. Расширится или будет вновь организовано производство различных машин, автомобилей, электрооборудования, металлообрабатывающих станков, насосов, физических приборов, подъемного оборудования, оборудования для пищевой промышленности, выпуск хлопчатобумажных и шерстяных тканей.
В настоящее время промышленность республики развивается более быстрыми темпами, чем это предусмотрено семилетним планом.
Транспорт и связь
За годы социалистического строительства в Киргизии достигнуты большие успехи в области развития транспорта и связи. Только после Октябрьской революции железная дорога была доведена до городов Фрунзе и Оша. Выстроены сотни километров новых железных дорог. Основные административные и промышленные центры республики имеют теперь железнодорожную связь. Закончено строительство новой железнодорожной магистрали Фрунзе—Рыбачье протяжением 173 км, которая соединила главные зерновые районы Киргизской ССР — Иссык-Кульскую котловину, горные животноводческие и лесные районы, богатые угольные, свинцоворудные и другие месторождения — с Туркестано-Сибирской железной дорогой. Значение этой новой магистрали для дальнейшего расцвета Киргизии очень велико.
Создано и развивается пароходство на Иссык-Куле, обеспечивающее пассажирские и грузовые перевозки.
Автотранспорт в Киргизии имеет наиболее важное значение, являясь основным видом механизированного транспорта в условиях горного рельефа. На его долю приходится более 80% всех перевозок в республике.
До 1927 г. Киргизия располагала всего 35 км дорог, приспособленных для движения автотранспорта в течение всего года. Уже во второй пятилетке Киргизия обогатилась первыми крупными дорожными сооружениями: трактами Фрунзе—Рыбачье, Талас—Джамбул. За годы Советской власти построено уже свыше 14 тыс. км магистральных автомобильных дорог с усовершенствованным покрытием, ликвидирующих вековую изолированность районов, кыштаков и аилов. Автомобильная магистраль связывает столицы Киргизии, Узбекистана и Казахстана.
В 1963 г. заканчивается сооружение крупнейшей автомобильной магистрали Фрунзе— Сусамыр—Ош. Она свяжет по кратчайшему направлению северные и южные районы республики, откроет доступ к месторождениям полезных ископаемых, оживит экономику высокогорного Тянь- Шаня.
Все большее значение приобретает воздушный транспорт. Столица Киргизии связана воздушным сообщением с Москвой, Ташкентом, Новосибирском и Иркутском, южными курортами (здесь курсируют комфортабельные самолеты ИЛ-18), Алма-Атой, областными центрами Киргизии. Кроме того, имеется авиасвязь с отдельными районами и городами республики, с участками отгонного животноводства, существует санитарная авиация. Самолеты и вертолеты с врачами на борту совершают вылеты в самые труднодоступные уголки горных пастбищ.
Широко распространенным и теперь способом передвижения является верховая езда. Киргизы — неутомимые наездники, способные в течение долгого времени не сходить с седла и преодолевать самые тяжелые препятствия на своем пути: перевалы, кручи, стремительные горные реки.
Лошади, быки, верблюды, ослы используются для перевозки тяжестей вьюком. У памирских киргизов основным ездовым и вьючным животным является як. У южных киргизов и раньше имела некоторое распространение узбекская двухколесная арба «ферганского» типа, а у северных киргизов колесный транспорт стал получать распространение лишь в последний период перед Октябрьской революцией. Киргизами были заимствованы у русских крестьян не только типы телег и бричек, но и названия почти всех принадлежностей упряжи. В высокогорных районах и теперь кое-где употребляется волокуша (чийне), состоящая из двух жердей с двумя-тремя поперечными перекладинами; одним концом жерди привязывают к седлу, а другим они волочатся по земле. Волокуша используется для перевозки снопов пшеницы, хвороста.
Седла различаются по типу и назначению: для лошади (верховое) — ээр, для быка (верховое и одновременно вьючное, грузовое) — ъщырчак, для верблюда (вьючное) — ком и для осла. Кроме того, для перевозки детей и обучения их верховой езде еще недавно применялось особое седло (айырмач), имеющее приспособления для предохранения маленького всадника от падения: широкие войлочные стремена, вместо луки — две пары высоких крестовин спереди и сзади. Седла для лошадей встречаются нескольких разновидностей. Самым распространенным является седло так называемого андижанского типа (кушбаш ээр) с деревянным ленчиком, имеющим лишь одну переднюю луку, заканчивающуюся небольшой раздвоенной головкой, и довольно широкое, слегка вогнутое сиденье. Встречаются иногда и седла с широкой дугообразной передней лукой (данбаш ээр, ак кацгы ээр), очень близкие по типу одной из разновидностей седел, встречающихся у алтайцев и тувинцев. Это седло генетически связано с древнетюркским типом седла.
Киргизский народ получил возможность пользоваться современными видами связи (телефон, телеграф, радио,телевидение), которые в условиях большой отдаленности многих районов от центров республики имеют важное значение в развитии экономики и культуры края. Связисты Киргизии первыми в СССР положили начало развитию радиорелейных линий. Многоканальная связь осуществляется с Ташкентом и Алма-Атой.